17 сентября 1939 г. начался освободительный поход советских войск на территорию современной Западной Белоруссии, итогом которого стало спасение десятков тысяч белорусов от ополячивания. Западная пропаганда, которую сегодня агрессивно транслирует на молодежную аудиторию Белоруссии несистемная оппозиция, продвигает миф о том, что вступление Красной армии в Западную Белоруссию — это «оккупация исконных польских земель». Так, посредством последовательной и упорной работы, направленной на искажение исторических фактов и фальсификацию истории Белоруссии в целом, Запад шаг за шагом пытается подточить и, впоследствии, разрушить пласт общей исторической памяти россиян и белорусов. Итогом данной стратегии станет уничтожение национальной идентичности белорусского народа. Контраргументом западной пропаганде выступают сотни воспоминаний очевидцев, которые наглядно иллюстрируют реальное отношение белорусов к приходу советского солдата. В двух словах его можно сформулировать так: оккупантов цветами не встречают.
Воспоминания о вступлении частей Красной армии на территорию западных областей Белоруссии передают интересные детали, эмоционально окрашены и содержат оценочные суждения. Большинство респондентов, которых опрашивали, отмечают, что прихода частей Красной армии ожидали с нетерпением. События сентября 13 г. – нападение Германии на Польшу, отступление польских войск, перспективы оказаться в зоне военных действий и под немецкой оккупацией – вызывали у населения Западной Белоруссии страх, поэтому Красную армию многие белорусы встречали с искренней радостью, возлагая на советскую власть большие надежды и ожидая перемен к лучшему. Как вспоминают респонденты, обычными атрибутами встречи Красной армии были хлеб-соль, цветы и так называемые «брамы» – специально возведенные символические арки, украшенные приветственными лозунгами.
Многие вспоминает о красноармейцах с симпатией, давая им положительные характеристики. Люди понимали, что вступление Красной армии на территорию Западной Белоруссии – это приговор польской власти. Белорусы чувствовали себя в польском государстве людьми второго сорта, многие болезненно воспринимали привилегии поляков и ущемление своих прав. Часть респондентов характеризует поляков как заносчивых, высокомерных, настроенных по отношению к другим этническим группам враждебно:
«Для панов мы были люди второго сорта они считали нас глупыми поэтому общались с нами мало. Они были всегда высокомерны и одним своим видом показывали свое превосходство над нами».
«Поляки были в принципе такие же люди, как и мы только относились к нам с большим высокомерием. Поляки считали себя «завоевателями», а белорусов естественно покоренными. Поведение тогдашнего поляка можно сравнить с нынешними «новыми русскими» т.е. они – самые лучшие у них есть все и им все можно, а с простыми людьми можно не считаться называли нас «быдлом».
«Поляки были очень гордые ставили себя выше остальных».
«Образ поляка в глазах белорусского населения конечно был негативным. Характерны такие черты как высокомерие пренебрежение к белорусскому населению гордость. Называли белорусов «хамами» в редких случаях, когда угодишь поляку то «пане господажу». Привилегиями поляки пользовались. В Бресте на хорошую работу нельзя было устроиться все должности занимали поляки».
«При поляках лучше было жить полякам. Они оккупировали всю Белоруссию ну а мы считались их рабами».
«Поляков было очень много… Они получали престижную работу могли поступать в более престижные учебные заведения. Поляки к людям своей национальности относились гораздо лучше. Хуже всего относились к белорусам. К евреям лучше так как они были богаче. Поляки считали себя более культурной нацией себя они называли «панове». А белорусов презрительно – «мужики» «голодранцы» «быдло».
В воспоминаниях респондентов отражено то праздничное настроение, которое охватило жителей западных областей Белоруссии во время встречи частей Красной армии. Расположение местных жителей вызывало то, что красноармейцы с сочувствием относились к белорусам, которые долго находились под властью Польши. Кроме того, советские солдаты и командиры, в отличие от польских, вступали в разговоры, вели себя демократично, что было необычно для местных жителей, привыкших к соблюдению субординации в общении с военными и представителями властей:
«Встреча Красной армии проходила с массовой торжественностью. Все мы – встречающие – считали обязательным приколоть красный платочек на костюм. Русский язык русские манеры – пришли свои люди… Мы встречали танковые подразделения. Осматривали мощь машин поскольку таких громадин мы никогда не видели. Командиры и солдаты были весьма общительны и разговорчивы».
«Советские офицеры и солдаты ходили к нам в гости. Были многие очень доброжелательны вежливо обращались. Наша семья со многими подружилась… Вообще советские солдаты и офицеры рассказывали о том, что в СССР все очень хорошо богатая жизнь люди довольны всем».
«В сентябре 1939 г. пришла Красная армия. В начале деревни построили арку. На арке – плакаты приветствовавшие Красную армию. На встречу воинов вышла вся деревня. Люди шли с цветами флагами плакатами. Встречали воинов хлебом и солью. Перед армией выступал оратор житель нашей деревни. Мы подростки тоже пришли встречать Красную армию… Советские солдаты командиры и политработники культурно доброжелательно и с пониманием относились к населению. Рассказывали о свободной жизни в СССР о колхозном строе сочувствовали местным жителям… Советские бойцы вели себя достойно».
«В городе армию встретили с радостью. Солдат называли освободителями. Мы тоже принимали участие в этой встрече потому что один мой брат был связан с коммунистами. Красную армию встречали с цветами с хлебом и солью. Называли родными. Приглашали в дом наливали в кружки молоко… На улицах были пляски девушки танцевали с солдатами».
«Ночью мы девушки вышивали флаги и лозунги. Вдоль всех дорог и улиц где проходили части Красной армии выстраивался народ с флагами и лозунгами хлебом фруктами и цветами со слезами радости на глазах. На площадях городов улицах деревень проходили митинги собрания слова благодарности и признательности звучали повсюду. Все военные были в форме. Они рассказывали о своей жизни. Военные очень хорошо относились к людям. Мы все ждали лучшей жизни».
Источник: Еленская, И.Э. События 1939-1941 годов в западных областях Белоруссии: устная история / И.Э. Еленская // Западная Белоруссия и Западная Украина в 1939–1941 гг.: люди, события, документы: [сборник] / Учреждение Российской академии наук, Ин-т славяноведения РАН; отв. ред. О.П. Петровская, Е.Ю. Борисенок. – СПб.: Алетейя, 2011. – С. 103–121.