Отчет Н. Мостовича об административно-территориальном обустройстве и взаимоотношениях с немецкими властями на территориях Волынщины и Ровенщины
г. Львов 31 августа 1941 г.
«Волынь, подобно всем остальным украинским землям, встречала немецкую армию сердечно и достойно.
Везде возводили триумфальные арки, с надписями, преимущественно «Хайль Гитлер», «Слава Украине».
Флаги вывешивали украинские и немецкие. Крестьяне отдавали для армии все, а когда им платили, то это воспринимали с обидой и денег не принимали.
Когда какая-нибудь часть забирала у крестьян коней, коров или свиней, то крестьяне говорили, что это ничего: немцам они готовы все отдать, так как немцы помогли создать независимую Украину.
Крестьяне признают только ОУН* и ее проводника Степана Бандеру, для них проводники и далее являются подпольщиками, к которым они питают безграничное доверие. На Волыни нет до настоящего времени никакой политической борьбы или даже трений, так как во время большевистского лихолетья действовала только ОУН, которую украинское общество понимало и поддерживало, и на сегодняшний день оно только ее и знает.
Последнее время пробираются на Волынь посланники некоторых политических групп, а именно: мельниковцы и ункаровцы, которые стараются сеять неверие и страх, говоря, что Бандера арестован и т.п., что все члены ОУН будут отвечать перед полковником Мельником, главным атаманом Черным (Волошиным).
Кроме всего, крестьяне возвратятся к работе, у них ничего не потеряно, ничего не пропадет, они безо всяких указаний все оставшееся имущество сохранят.
Кражи происходят только на Полесье, и то очень часто сами немецкие части к этому причастны. Пример: в Келках так долго стоял магазин с мукой, пока солдаты не разбили и сами не стали раздавать и т.п.
Николай Мостович»
ЦДАВО України. Ф. 3833. Оп. 1. Спр. 15. Арк. 70–73. Копия. Перевод с украинского языка.
*ОУН, УПА — запрещенные в России организации.
Источник: Украинские националистические организации в годы Второй мировой войны. В 2 томах. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. — Том 2. 1939–1943