30 ноября 1939 г. началась советско-финская война, которая продемонстрировала недочеты в подготовке Красной Армии. С другой стороны, эта война как раз и помогла набраться опыта, который потом пригодился советским военным в ходе Великой Отечественной войны.
Особые неприятности советским войсками доставляли так называемые «кукушки», финские снайперы или автоматчики, скрытно расположившиеся на деревьях на замаскированных позициях. О том, как удавалось решить проблему «кукушек», вспоминает И. Кулыпин:
«Перейдя границу, мы углубились в лес, вышли на опушку и, встреченные пулеметным огнем белофиннов, залегли у оврага. Выставив на флангах два станковых пулемета, мы открыли ответный огонь.
Минут через пятнадцать я и командир разведывательной роты тов. Мишкин заметили, что среди пулеметчиков появились раненые. Это удивило нас. Бойцы с фронта были хорошо укрыты, откуда же их обстреливают?
Мы отошли к опушке леса и стали наблюдать. Замечаем: пули ложатся вокруг нас. Откуда они? Вдруг падает пулеметчик. Спрашиваем:
— Куда ранен?
— В затылок, — отвечает наклонившийся к нему товарищ.
Значит, стреляют с тыла. Начинаем осматривать деревья. Ветви густые, завалены снегом. Замечаю, что ветви одной из елей чуть-чуть колышатся. Всматриваюсь через прицел снайперской винтовки и вижу; «люлька», а на ней ноги в пьексах. Стреляю. С дерева падает человек. Подбегаем: финн с автоматом.
Осматриваем другие деревья; на некоторых замечаем тоненькие полоски — круговые срезы коры, вглядываемся — на каждом из таких деревьев устроены «люльки», но людей нет, очевидно, эти деревья подготовлены «про запас».
Вскоре обнаруживаем еще одного автоматчика, снимаем и его, но убитый финн роняет автомат, а сам не падает. Оказывается, он был привязан к дереву веревкой, охватывающей поясницу, так что, не держась руками, он мог свободно ходить по «люльке» вокруг ствола.
В первые минуты мы думали, что сбитые нами финны — случайные люди, отрезанные от своих и спрятавшиеся на деревьях, чтобы вредить в наших тылах. Тогда мы еще не знали, что подобный способ войны — система, которую враг станет применять по всему фронту.
В другой раз, когда «кукушки» начали нас обстреливать из автоматов, лейтенант Одинец приказал расчлениться и открыть огонь из ручных пулеметов. Этим огнем сразу же были сбиты три финна, а остальные затихли. Но едва рота поднялась и снова двинулась по лесу, финские автоматчики забрались на другие деревья и опять начали обстрел. Пришлось и нам действовать иначе. Решили выделять специальных бойцов с ручным пулеметом, которые прочесывали лес, двигаясь впереди роты. «Кукушки» исчезли, а мы без задержек двигались дальше».
Источник: Бои в Финляндии. Воспоминания участников: 2 части. — М.: Воениздат, 1941