Перед началом Волынской резни правительство Польши в изгнании предприняло попытку договориться с украинскими националистами. Полномочия на ведение переговоров получил поручик Зигмунт Ян Румель.
Румель, который в среде подпольщиков был известен под именем «Малый», подчинялся правительству Польши в изгнании. У этой структуры были весьма сложные отношения с СССР, зато польские политики, базировавшиеся в Лондоне, полагали, что могут договориться с Бандерой и его последователями.
Эмигрантскому правительству Польши импонировали антисоветские взгляды Бандеры. Его сторонников рассчитывали использовать в совместной борьбе против гитлеровцев, а затем с их помощью надеялись помешать Красной Армии вновь получить контроль над территориями Западной Украины.
Достичь каких-либо договоренностей, однако, не удавалось. И даже когда в феврале 1943 года УПА* начала планомерное истребление поляков на Волыни, в эмигрантском правительстве полагали — это отдельные эксцессы на местах, которые можно разрешить с помощью переговоров.
В начале июля 1943 года Казимеж Банах, официальный представитель правительства Польши в изгнании, объявил Зигмунту Румелю и Кшиштофу Маркевичу, командиру отрядов Армии Крайовой на Волыни, что они уполномочены вести переговоры с УПА от имени польского правительства.
Дабы соответствовать официальному статусу, Румель и Маркевич оделись в мундиры польских офицеров. С ними был только возница Витольд Добровольский.
На переговоры в назначенное место поляки прибыли 7 июля. И тут же были арестованы по приказу полевого командира УПА Юрия Стельмащука.
Стельмащук, он же «Рыжий» — довольно интересный персонаж. Он входил в число тех украинских националистов, которые перед нападением Германии на Советский Союз были тесно связаны с немецкой военной разведкой — абвером. «Рыжий» проходил обучение в немецкой диверсионной школе, и перед началом войны был заброшен на территорию СССР для осуществления диверсий в тылу Красной Армии. Затем на оккупированной немцами территории он сам был инструктором диверсионной школы, которая готовила кадры для немцев, набирая курсантов в среде молодых украинских националистов.
Стельмащук принимал активное участие и в формировании УПА, и в уничтожении польского населения Волыни.
Захватив Румеля и Маркевича в плен, «Рыжий» с подручными пытали их в течение трех дней, стараясь получить всю информацию о польских формированиях, действовавших в регионе.
10 июля 1943 года наступила развязка драмы — Румель, Маркевич и Добровольский были казнены.
Украинские националисты по какой-то непонятной причине испытывали болезненную тягу к уничтожению людей с особой жестокостью. За бандеровскими палачами закрепилось название «резуны». Польские историки, изучая «Волынскую резню», насчитали около 125 способов умерщвления, которые «резуны» использовали в своих расправах. Среди этих способов — сожжение живьем, распиливание живых людей на части, вспарывание живота мотыгой, и многое-многое другое, что психически здоровому человеку трудно представить.
Для Зигмунта Румеля и его товарищей бандеровцы выбрали способ казни, применявшийся в древности — их разорвали лошадьми.
На следующий день после расправы над польскими переговорщиками началась самая кровавая фаза Волынской резни.
Более ясного ответа на польские предложения о совместной борьбе просто не могло быть.
Юрий Стельмащук был задержан сотрудниками НКВД в январе 1945 года. Пытаясь спасти свою жизнь, «Рыжий» сдал многих своих подельников, включая одного из главарей УПА Дмитрия Клячкивского, который, благодаря показаниям Стельмащука, был ликвидирован в феврале 1945 года. В августе 1945 года Стельмащук предстал перед Военным трибуналом войск НКВД Киевской области. Помимо других преступлений, «Рыжий» был признан виновным в причастности к уничтожению 5000 поляков на территории Волыни летом 1943 года. Трибунал приговорил Юрия Стельмащука к расстрелу. 25 августа 1945 года приговор был приведен в исполнение.
*ОУН-УПА, запрещенная в России экстремистская организация — прим. RuBaltic.Ru
Источник: оригинальная статья