Подводным плаванием Шаварш Карапетян начал заниматься с 17 лет. В 1972 году стал чемпионом Европы, завоевав на соревнованиях во Франции сразу четыре медали и поставив два мировых рекорда. Следующие четыре года стали для спортсмена триумфальными: он взял 41 «золото» и установил еще 8 мировых рекордов!
В 1976-м Шаварш должен был отправиться на чемпионат мира в Ганновер, но накануне заболел и на отборочных соревнованиях показал не лучший результат. Тренеры советской сборной решили отправить вместо него другого. Говорят, ключевую роль тогда сыграли слова председателя ЦК ДОСААФ, который публично изумился: «Как мог в безводной Армении вырасти спортсмен-подводник?»
23-летний Шаварш вернулся домой и снова приступил к тренировкам — чтобы доказать, что он по-прежнему лучший. Утром 16 сентября он пробежал вокруг Ереванского водохранилища свои привычные 20 километров с 25-килограммовым рюкзаком за плечами. Вместе с Шаваршем бежал его брат Камо, тоже входивший в сборную СССР по подводному плаванию. Мимо по песчаной дамбе прогромыхал троллейбус №15. А потом вдруг на полной скорости сорвался вниз и начал погружаться в воду.
Все 92 пассажира мгновенно оказались в железной могиле. Шаварш с братом ринулись к месту падения, срывая на ходу одежду.
— Вы даже не подумали, что туда опасно нырять? — спрашиваю его.
— Я же не любитель, а пловец мирового класса. О себе думать не было времени. Думал лишь о тех, кто оказался под водой.
Троллейбус упал на дно носом под углом в 20 градусов. На поверхности торчали только концы железных «рогов». В хвосте салона образовалась воздушная подушка, благодаря которой люди могли некоторое время дышать. Это и спасло многим жизнь.
То, что Шаварш оказался рядом, было чудом: медики потом признали, что столько раз нырять в холодную воду (температура воды была 13 градусов) и раз за разом вытаскивать людей мог только чемпион.
— На какую глубину ныряли?
— От 6 до 10 метров. Ситуацию осложняла нулевая видимость: вода грязная, мутная, троллейбус, упав, поднял ил.
— 10 метров — глубоко: пока проплывешь, сколько времени пройдет!
— Я не плавал — нырял солдатиком. Хватал человека и отталкивался вверх от крыши кузова, это две-три секунды. Когда первый раз ушел под воду, нащупал троллейбус. Самым сложным было выбить у него заднее стекло. Нащупал нижнюю перекладину лестницы, ведущей на крышу, ухватился за нее руками и ударом ноги разбил окно. Обожгла боль. Стеклом, конечно, поранился, но тогда об этом не думал — понимал, что времени мало. Нырял раз за разом. На поверхности на лодке сидел мой брат, он принимал у меня людей. Сделаю пять раз вдох-выдох и снова ухожу на глубину.
К месту пришли спасательные катера, лодки. Мой тренер работал в спасательной службе, он откачивал людей прямо на лодках. «Скорые» примчались. Больница была рядом, туда доставляли людей без сознания. Кого-то откачали в больнице, кто-то так и не пришел в себя. Так что не я один спасал, нас было много.
Потом я узнал, что мой отец сразу же приехал. Он видел меня, всего окровавленного, когда я выныривал, и, дыша в такт, мысленно погружался со мной каждый раз. Переживал...
— Почему другие не стали нырять, когда подоспела помощь?
— На место привезли акваланги для ныряния. Но они оказались пустые, без воздуха. Если бы у меня тогда был баллон, я бы по четыре-пять человек мог вытаскивать из троллейбуса цепочкой...
— Вы и так спасли 20 человек...
— На самом деле я вытащил из воды 46 человек. Из них 20 откачали медики. Но были и такие спасенные, которые не попали в официальные сводки. Просто они сразу ушли с места ЧП.
Все продолжалось где-то 20 минут. Когда я вытаскивал последних, мне сказали: все, они мертвые. Дальше не надо, там не осталось никого в живых. И через 45 минут после падения троллейбус краном подняли на берег.
— Под конец вы тоже потеряли сознание?
— Отключился, когда не стало хватать кислорода. Один раз я вытащил из-под воды подушку от сиденья троллейбуса — я был в пограничном состоянии и не почувствовал, что это не человек. Потом эта подушка мне снилась — мог ведь спасти еще одну жизнь!
Источник: оригинальная статья