В ходе русско-японской войны 1904–1905 гг. военный флот России понес тяжелейшие потери. В морском строю империи осталось чуть более 80 кораблей, из них на Балтике — три эскадренных броненосца и шесть крейсеров. Правительством была сформулирована задача восстановления флота: срочно наращивать мощности существующих производств и создавать для этой цели новые заводы и верфи.
В соответствии с одобренной стратегией, принятая Государственной думой «Программа спешного усиления Балтийского флота» началась именно в Ревеле (Таллин).
Русско-Балтийский судостроительный завод, по замыслу петербургского академика архитектуры А.Дмитриева, создавался как автономное предприятие.
Учитывая, что здесь должны были быть заняты до 10000 рабочих и более тысячи ИТР, проект предусматривал собственную инфраструктуру: электростанцию и независимое водоснабжение, поселок, больницу и пожарное депо, церковь и полицейский участок.
Проблему связи с внешним миром администрация решила, проложив железнодорожную ветку (как прежде и было задумано), соединявшуюся с Балтийской дорогой, и трамвайную — в город, по ней ходил вагон на паровой тяге. Туда можно было добраться и водным путем — через заводскую гавань.
Строительство Русско-Балтийского завода началось летом 1912-го, а в ноябре 1913 года были заложены первые боевые корабли — легкие крейсеры «Светлана» и «Адмирал Грейг», эскадренные миноносцы «Гавриил», «Владимир», «Михаил» и «Константин».
На границе промышленной и жилой зон Русско-Балтийского завода вскоре был возведен симметричный четырехэтажный административно-технический корпус из тесаного плитняка, выполненный в стиле позднего модерна, с элементами неоклассицизма.
Продуманные пропорции и удачное членение фасадов, массивная центральная часть с внушительной водонапорной башней и осветительными фонарями в помещениях чертежных залов обеспечили зданию не только функциональность, но и импозантность. Оно и сейчас считается одним из самых ярких образцов плитняковой архитектуры начала прошлого столетия в Эстонии.
Жилой поселок Русско-Балтийского завода построили в период с 1913 по 1917 годы. Территориально его разделили как бы на две «колонии» — для рабочих и мастеров и — для старших служащих. Обе части поселения образуют группы стандартизованных двухэтажных деревянных домов. Большинство из них обеспечили печным отоплением. В домах для рабочих были однотипные комнаты с плитой, строились они по коридорной схеме. Жилища мастеров тоже были стандартными — жилая кухня и комната. Старшие служащие располагались по рангам — в отдельных 2–5 комнатных квартирах. Заслуживает внимания композиционная схема жилых строений для заводских мастеров. Эти дома выглядели основательно, оборудовались центральной каменной лестничной клеткой. Вскоре подобные архитектурные приемы стали копировать в разных районах Ревеля, при возведении жилых малоквартирных домов, часть которых используется и сейчас.
В период первой Эстонской республики предприятие сдали в аренду вновь созданному акционерному обществу, которому правительство выделило средства на восстановление производства. Его владельцы распродали материалы и оборудование на металлолом, цеха сдали в субаренду мелким предприятиям. В 1927 году РБЗ прекратил существование, а в производственных корпусах наладили производство кирпича. Из материалов и оборудования, оставшихся от подводных лодок, были построены первые в Эстонии стальные торговые суда, моторные парусники «Ляэнемаа», «Харьюмаа» и «Вирумаа».
Одновременно завод ремонтировал корабли ВМФ Эстонии и паровозы. В 1927 году из-за отсутствия заказов и долгов по кредитам предприятие объявили банкротом.
В 1944 году, покидая Таллин, германские войска взорвали почти все постройки на территории завода.
В советское время Русско-Балтийский завод был частично восстановлен и работал как судоремонтное производство. В настоящее время здесь действует одно из подразделений международного концерна «BLRT Grupp AS» — крупной для Эстонии частной фирмы, специализирующейся на строительстве и ремонте судов.
Источник: Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710–2010). — Рига: Институт европейских исследований, 2010