Фабрикой смерти во Львове был Яновский лагерь. Долина смерти — так называли это место в народе. Заключенные в лагере истреблялись без всякого повода, часто на спор.
В Яновском лагере было уничтожено 200 ООО мирных граждан. Наиболее изощренные и жестокие методы применялись при этом истреблении, такие как распарывание животов и замораживание людей в кадках с водой. Массовые расстрелы производились под музыкальное сопровождение оркестра, состоявшего из заключенных.
С июня 1944 года немцы проводили мероприятия, направленные на то, чтобы скрыть следы своих преступлений. Они выкапывали трупы из земли и сжигали, дробили кости в машинах и использовали их в качестве удобрения
Из показания свидетеля Станиславы Гоголевской, узницы Яновского лагеря: «Первый комендант лагеря Фриц Гебауэр тяжелой нагайкой сбивал попавшегося ему на глаза узника на землю, становился ему ногой на горло и душил… По его приказанию был брошен в котел с кипящей водой узник Бруно Бранштеттер.
Гебауэр находил наслаждение в том, что топил в бочке с водой детей.
Сменивший его эсэсовец Густав Вильхауз и его жена Отиллия для забавы убивали заключенных в присутствии своей малолетней дочери; та хлопала в ладоши, восторженно кричала: "Папа, еще, еще!" В день, когда Гитлеру исполнилось пятьдесят четыре года, Вильхауз отобрал 54 узника и лично расстрелял их.
Третий и последний комендант лагеря Варцок стал известен таким нововведением, как подвешивание узников вниз головой. Помощник коменданта Рокито цинично похвалялся, что до завтрака каждый день убивает десять заключенных, иначе, дескать, у него нет аппетита».
Из показаний свидетеля Анны Пойцер: «Во время оккупации города мне пришлось работать в Яновском лагере посудомойкой на солдатской кухне. Немецкие офицеры и вахманы каждый день убивали заключенных во дворе лагеря. Однажды на кухню зашел эсэсовец и сказал, чтобы я помыла нож, лезвие которого было в крови. Я испугалась и оттолкнула его руку. Тогда он схватил меня и лезвием ножа стал водить по моему горлу. Я вынуждена была вымыть нож…»
Из показаний охранника лагеря, коллаборациониста Н. Матвиенко: «При расстрелах эсэсовцы всегда торопили нас, требовали, чтобы мы действовали быстрее. Исполняя эти указания, мы не обращали внимания на плач женщин и детей, их просьбы о пощаде. Во время акций, то есть расстрелов, всегда играла музыка. Оркестр состоял из заключенных…»
Руководить лагерным оркестром заставили арестованного львовского профессора Штрикса. Музыку написал тоже лагерный композитор. Когда Штрикс просмотрел ноты, то похолодел — грустная мелодия была похожа на похоронный марш. Узники назвали это музыкальное произведение «Танго смерти», потому что под эту мелодию в течение двух лет производились массовые расстрелы. В ноябре 1943 года Яновский лагерь был ликвидирован. В последний день его существования казнили всех музыкантов из оркестра Штрикса.
Источник: Терещенко А.С. Чистилище СМЕРШа. Сталинские «волкодавы». - М.: Яуза: Эксмо, 2011