×
Контекст

Привет румынским историкам. Славянское население живет на территории Молдовы уже более 1000 лет

В Москве недавно была опубликована очень интересная монография «Россия и Молдова: между наследием прошлого и горизонтами будущего. Очерки исторических, культурных и династических связей в XIV– XVIII вв.», в которой в научно-популярной форме рассказывается о взаимоотношениях молдавского и восточнославянского населения в период Средневековья и в Новое время, в том числе, на территории современной Молдовы. Представляем на ваш суд выдержку из этой книги, которая наглядно иллюстрирует о том, что этим взаимоотношениям тысячи лет. Особенно важно, чтобы с этой книгой познакомились официальные румынские историки, которые считают, что территория Молдовы — это издревле исключительно румынские земли.

Практически с конца V в. на территории края перманентно проживало славянское население: ранние культуры типа Корчак и Пеньковка VIII−X вв. Граница распространения этих древностей на востоке проходит по Днепру, на севере по Припяти, на западе доходит до Карпат и на юге достигает нижнего течения Дуная. Принадлежность их к восточным славянам у ряда исследователей сомнений не вызывает. На территории распространения Луки-Райковецкой культуры обнаруживают древнерусские памятники. Не составляет исключения в этом отношении и Пруто-Днестровское междуречье. На данной территории было обнаружено порядка 140 восточнославянских памятников VIII–X вв. Это неукрепленные поселения, городища, курганные и грунтовые могильники. Они располагались в районах среднего течения Днестра и его притоков, в притоках реки Прут, на территории Северной Молдовы, в районе верхнего и среднего течения реки Ботна, иными словами – на границе степи и лесостепи. Впрочем, неукрепленные восточнославянские поселения обнаружены и в степной зоне региона – на юге современной Молдовы и в Одесской области. Большинство поселений восточных славян располагались вблизи речных водоемов. Наряду с преобладающими неукрепленными поселениями, в регионе были открыты 24 укрепленных поселения – городища, в которых были обнаружены следы славянской культуры VIII–X вв.

Говоря о занятиях местного славянского населения, следует выделить земледельческую направленность его деятельности; в животноводстве преобладало разведение крупного рогатого скота и свиней, что тоже было свойственно земледельцам. Охота, рыболовство и бортничество входили в культуру жизнеобеспечения союзов этих племен.

В связи со своей основной хозяйственной деятельностью славянские поселения располагались вблизи рек: приречный тип застройки, мысовой, реже водораздельный. Причем по типу застройки славянских поселений можно судить и о развитии семейных отношений славян VIII–X вв. Так, в этот период появляются поселения, построенные по гнездовому принципу. Это свидетельствовало о существовании больших патриархальных семей в составе сельской общины. Позже, с развитием семейно-родственных отношений и возникновением института малой семьи, поселения стали разрастаться, превращаясь в крупные анклавы соседских сельских общин. А несколько таких анклавов составляли уже территориальные объединения соседских общин.

Развитие ремесла привело к появлению ремесленно-торговых центров – с располагавшимися в них укреплениями, которые были окружены сельскими поселениями. В случае опасности селяне находили убежище за прочными стенами этих укреплений. Примером могут служить такие поселения с городищами, как Алчедарское, Екимауцкое, Рудь, Царевка и др…

Вместе с археологическими исследованиями важным письменным источником для определения племенной принадлежности восточнославянских древностей в регионе являются летописи. Одна из древних летописей – знаменитая «Повесть временных лет» (в Лаврентьевском списке) – при перечислении восточнославянских племен сообщает: «…А улучи и тиверeци сѣдяху по Днѣстру, присѣдяху къ Дунаеви <…> оли до моря, и суть гради ихъ и до сего дне…». На этой территории как раз и распространены синхронные летописным данным восточнославянские древности, которые уже сравнительно хорошо изучены.

Источники: Россия и Молдова: между наследием прошлого и горизонтами будущего. Очерки исторических, культурных и династических связей в XIV– XVIII вв. – М.: Прогресс-Традиция, 2023

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
ДНК ненависти: на чем зиждется историческая пропаганда киевского режима
10 января
Одним из главных столпов пропаганды киевского режима является то, что русские якобы не братский народ украинцам, а пришлые «азиаты», не имеющие ничего общего со славянами. Внедрять этот тезис в сознание жителей Украины начали более ста лет назад. Однако сегодня, учитывая развитие современной науки, верить в подобный бред просто позорно. Данные о средневековых миграциях и последние генетические исследования камня на камне не оставляют от «азиатских» теорий и полностью подтверждают слова Владимира Путина о том, что русские и украинцы — один народ.
От Вислы до Волги: на какие территории положила глаз Украина
13 января
Сегодня можно найти самые разные карты украинских государственных образований периода Гражданской войны. Границы «державы», изображенные на них, зачастую выходят далеко за пределы современной Украины. Поэтому обработанный националистической пропагандой и не очень образованный житель Незалежной запросто может заявить: «Большевики подарили нам территорию? Да они уменьшили ее в несколько раз». Давайте разбираться.
Территория Приднестровья никогда не входила в состав Молдавии. Такой подарок ей сделал Сталин
30 ноября 2023
Конфликтная ситуация в Приднестровье возникла не на пустом месте и имеет довольно давнюю историю. Еще в 1362 г. правитель Литвы известный полководец князь Ольгерд на берегах реки Синюхи (притоке Южного Буга) разгромил войска уже ослабленной к тому времени Золотой Орды.
Молдаванин сжег паспорт Румынии и публично попросил Путина спасти его страну
13 декабря 2023
Молдаванин Вячеслав Плэмэдялэ сжег румынский паспорт и обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой спасти Молдову от доминирования Европейского союза и США.
Новости партнёров