В Москве недавно была опубликована очень интересная монография «Россия и Молдова: между наследием прошлого и горизонтами будущего. Очерки исторических, культурных и династических связей в XIV– XVIII вв.», в которой в научно-популярной форме рассказывается о взаимоотношениях молдавского и восточнославянского населения в период Средневековья и в Новое время, в том числе, на территории современной Молдовы. Представляем на ваш суд выдержку из этой книги, которая наглядно иллюстрирует о том, что этим взаимоотношениям тысячи лет. Особенно важно, чтобы с этой книгой познакомились официальные румынские историки, которые считают, что территория Молдовы — это издревле исключительно румынские земли.
Практически с конца V в. на территории края перманентно проживало славянское население: ранние культуры типа Корчак и Пеньковка VIII−X вв. Граница распространения этих древностей на востоке проходит по Днепру, на севере по Припяти, на западе доходит до Карпат и на юге достигает нижнего течения Дуная. Принадлежность их к восточным славянам у ряда исследователей сомнений не вызывает. На территории распространения Луки-Райковецкой культуры обнаруживают древнерусские памятники. Не составляет исключения в этом отношении и Пруто-Днестровское междуречье. На данной территории было обнаружено порядка 140 восточнославянских памятников VIII–X вв. Это неукрепленные поселения, городища, курганные и грунтовые могильники. Они располагались в районах среднего течения Днестра и его притоков, в притоках реки Прут, на территории Северной Молдовы, в районе верхнего и среднего течения реки Ботна, иными словами – на границе степи и лесостепи. Впрочем, неукрепленные восточнославянские поселения обнаружены и в степной зоне региона – на юге современной Молдовы и в Одесской области. Большинство поселений восточных славян располагались вблизи речных водоемов. Наряду с преобладающими неукрепленными поселениями, в регионе были открыты 24 укрепленных поселения – городища, в которых были обнаружены следы славянской культуры VIII–X вв.
Говоря о занятиях местного славянского населения, следует выделить земледельческую направленность его деятельности; в животноводстве преобладало разведение крупного рогатого скота и свиней, что тоже было свойственно земледельцам. Охота, рыболовство и бортничество входили в культуру жизнеобеспечения союзов этих племен.
В связи со своей основной хозяйственной деятельностью славянские поселения располагались вблизи рек: приречный тип застройки, мысовой, реже водораздельный. Причем по типу застройки славянских поселений можно судить и о развитии семейных отношений славян VIII–X вв. Так, в этот период появляются поселения, построенные по гнездовому принципу. Это свидетельствовало о существовании больших патриархальных семей в составе сельской общины. Позже, с развитием семейно-родственных отношений и возникновением института малой семьи, поселения стали разрастаться, превращаясь в крупные анклавы соседских сельских общин. А несколько таких анклавов составляли уже территориальные объединения соседских общин.
Развитие ремесла привело к появлению ремесленно-торговых центров – с располагавшимися в них укреплениями, которые были окружены сельскими поселениями. В случае опасности селяне находили убежище за прочными стенами этих укреплений. Примером могут служить такие поселения с городищами, как Алчедарское, Екимауцкое, Рудь, Царевка и др…
Вместе с археологическими исследованиями важным письменным источником для определения племенной принадлежности восточнославянских древностей в регионе являются летописи. Одна из древних летописей – знаменитая «Повесть временных лет» (в Лаврентьевском списке) – при перечислении восточнославянских племен сообщает: «…А улучи и тиверeци сѣдяху по Днѣстру, присѣдяху къ Дунаеви <…> оли до моря, и суть гради ихъ и до сего дне…». На этой территории как раз и распространены синхронные летописным данным восточнославянские древности, которые уже сравнительно хорошо изучены.
Источники: Россия и Молдова: между наследием прошлого и горизонтами будущего. Очерки исторических, культурных и династических связей в XIV– XVIII вв. – М.: Прогресс-Традиция, 2023