На сайте Министерства иностранных дел Латвийской Республики на русском языке опубликована занимательная статья под названием «О латышском добровольческом легионе СС», авторами ее значатся доктор исторических наук Инесис Фелдманис и доктор исторических наук Карлис Кангерис. Предлагаем на ваш суд выдержки из этого удивительного «исследования»:
«Исследования латвийских историков, посвящённые латышскому добровольческому легиону СС или просто латышскому легиону, убедительно опровергают дезинформацию об участии латышей в подразделениях Германских вооружённых сил в период нацистской оккупации. Нет оснований утверждению о прямой связи латышского легиона, который начали формировать только в начале 1943 года, с военными преступлениями, совершенными ранее военными подразделениями…
Латышские воины не участвовали в карательных операциях, они сражались на фронте против войск СССР. Против армии той страны, которая уничтожила независимость Латвии, осуществляла репрессии против её граждан и позже грозила Латвии новой оккупацией.
Ни один латышский легионер не был осуждён ни одним судом за военные преступления, которые были бы им совершены в контексте боевого применения легиона. Легион был сформирован примерно год спустя после последнего по времени массового уничтожения евреев в Латвии.
Хотя в самом конце войны в легион и хлынули представители структур, подчинённых Службе Безопасности СС и нацистской партии, т.е. те, кто действительно были причастны к совершению военных преступлений, это не превращает весь легион в преступную организацию (об общем нельзя судить по действиям отдельных индивидов).
Необходимо также отметить, что создание легиона в Латвии происходило во времена, когда немцы уже не воспринимались как освободители. Очевидец, латышский писатель З.Скуиньш — высказался образно, но наиболее точно: «время, проведённое в когтях имперского орла, превратило мёд надежды в горький осадок». В рапортах начальника Полиции безопасности и Службы безопасности оберштурмбанфюрера СС Р.Ланге уже говорится об увеличении враждебного отношения к немцам в латышском обществе.
Однако многие латыши в тех исторических условиях всё же воспринимали мобилизацию в легион как вполне приемлемое дело, поскольку Латвии грозила повторная советская оккупация, а с ней — новый террор и уничтожение населения.
Другие, наоборот, шли в легион, смирившись с судьбой, подчиняясь гипнозу, присущему любой жёстокой власти. Психологически это легко понять, поскольку сопротивление такой власти явно безнадёжно, а подчинение ей как бы сохраняет возможность выжить и сохранить себя…
Борьба латышских легионеров на стороне Германии, несомненно, несла отпечаток коллаборационизма, сотрудничества с немецкой оккупационной властью. Однако это в огромной степени инспирировали результаты и социально-психологические последствия агрессивно-преступной политики Советского Союза в Прибалтике в 1940–1941 годах.
Сотрудничеству с Германскими властями способствовали попытки латышей вернуть независимость, утраченную Латвией в результате советской оккупации. Германия оказалась для латышей ситуационно обусловленным, навязанным судьбой союзником…
Источник: Фелдманис И., Кангерис К. «О латышском добровольческом легионе СС»