В октябре 1941 года, когда немецкие войска рвались к Москве, известный советский актер Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин, бросив свой театр, спрятался с женой на даче в поселке Манихино неподалеку от Истры. С приходом немцев они сразу же перешли на их сторону. И артист начал активно отрабатывать «хлеб предателя»: регулярно выступал на русскоязычном немецком радио, обличая бывших своих покровителей и руководство Советского Союза и призывая советских солдат сдаваться в плен, а население — сотрудничать с захватчиками. При этом он активно использовал свое актерское мастерство, имитируя голос Сталина.
Бежав с немцами, отступившими от Москвы, Блюменталь-Тамарин продолжил свои радиопередачи из Киева. Его речи, звучавшие в эфире, значили немало для немцев. Одновременно он активно сотрудничал с газетой «Новое слово», выходившей в Германии на русском языке, публикуя статьи, рассказывавшие о зверствах большевиков во главе со Сталиным.
27 марта 1942 года Военная коллегия Верховного Суда СССР лишила предателя всех званий и заочно приговорила его к смертной казни.
13 августа 1942 года нарком внутренних дел Берия дал указание начальнику 4-го управления НКВД Судоплатову «начать проведение специального мероприятия в отношении Блюменталь-Тамарина».
Операция по ликвидации предателя получила кодовое название «Ринг». Столь необычное название было связано с тем, что выполнение задания поручалось племяннику Блюменталь-Тамарина — чемпиону Ленинграда по боксу, начальнику прожекторной станции отдельного прожекторного батальона 189-го зенитно-артиллерийского полка Ленинградского фронта сержанту Игорю Миклашевскому (оперативный псевдоним — «Ударов»).
Игорь Львович Миклашевский родился 30 мая 1918 года в Москве в театральной семье. Его отец Лев Александрович Лащилин был известным артистом балета, хореографом и педагогом Большого театра. Родная сестра отца — Инна Лащилина — была замужем за представителем известной театральной династии Всеволодом Блюменталь-Тамариным.
Во время учебы в школе Игорь достиг больших успехов в изучении немецкого языка, а также в спорте — увлекался боксом. По окончании школы поступил на учёбу в ГЦОЛИФК, получил звание мастера спорта СССР.
В 1938 году он был призван в армию. Служил в Ленинграде в зенитных частях, участвовал в советско-финской войне. Позже, продолжив активные тренировки, стал чемпионом Ленинградского военного округа по боксу в среднем весе. Весной 1941 года, будучи чемпионом Ленинграда, вышел в финал чемпионата СССР, который не состоялся в связи с началом Великой Отечественной войны. Войну встретил сержантом на Ленинградском фронте. В конце 1941 года как спортсмен, хорошо владевший немецким языком, попал в поле зрения представителей советской внешней разведки и дал согласие на выполнение «ответственного специального задания» в тылу врага.
Перед разведчиком была поставлена сложная задача. Гитлеровские спецслужбы тщательно оберегали Блюменталь-Тамарина. Доступ в охраняемый особняк пособника фашистов мог получить только человек, которому он полностью доверял. И племянник, «порвавший с Советами», мог стать таким человеком.
На специальной базе 4-го управления Миклашевский, получивший оперативный псевдоним «Ударов», прошел специальную подготовку. 22 апреля 1943 года под видом перебежчика он перешел линию фронта в районе деревни Борисовка Смоленской области. Затем последовали долгие и изнурительные допросы в гестапо.
Путь к намеченной цели был для «Ударова» сложным и опасным. Вначале его вместе с другими перебежчиками и военнопленными отправили в смоленский лагерь. Только в конце 1943 года он получил письмо от дяди, который посоветовал ему поступить на службу в Русскую освободительную армию и пообещал позже отозвать его в Берлин для пропагандистской работы.
Заслужить хорошую репутацию у немцев Игорю помогает его боксерская подготовка. На одном из организованных немцами турниров Миклашевский побеждает известного французского боксера Пиляса. Его бокс очень понравился кумиру немцев чемпиону мира тяжеловесу Максу Шмелингу, который подарил Игорю свою фотографию с дарственной надписью — она стала чем-то вроде охранной грамоты для русского боксёра-РОАшника, друга самого Шмелинга. Теперь он запросто общался с советником МИДа Штрекером, генералом Эрнстом Кёстрингом, начальством разведшколы лагеря Вустрау и другими деятелями.
В составе 437-го батальона РОА «Ударов» воевал под Варшавой, а затем во Франции.
Продолжая служить в компании с предателями Родины, разведчик упорно ждал встречи с родственником. Наконец 23 октября 1944 года он получил письмо от дяди, в котором тот приглашал к себе племянника. Уже 29 ноября «Ударов» отправился в пригород Берлина, где проживал Блюменталь-Тамарин. И вновь началась тщательная проверка разведчика со стороны сотрудников гестапо и регулярная слежка за ним. Встреча племянника с дядей состоялась лишь в конце марта 1945 года. А в апреле под усиленной охраной сотрудников спецслужб они были перевезены в небольшой городок Мюзинген, расположенный в юго-западной части Германии недалеко от границы с Францией.
Незадолго до конца войны Игорю удается похитить пистолет у знакомого немецкого офицера (личное оружие даже «своим» русским немцы доверяли крайне неохотно), и 10 мая 1945 года заочный приговор приводится в исполнение.
В июне 1945 года в посольстве СССР в Париже появился молодой человек, попросивший у дежурного встречи с представителем советских спецслужб. Вышедшему к нему навстречу дипломату — резиденту НКГБ во Франции — он доложил: «Игорь Миклашевский прибыл. Задание выполнено». Его сложная и полная смертельного риска миссия была успешно завершена.
В различных работах в отношении Блюменталь-Тамарина часто встречается фраза «погиб при невыясненных обстоятельствах». По данным ФСБ РФ, «невыясненное обстоятельство», прекратившее жизнь предателя, звали Игорь Львович Миклашевский.
Возвратившись в Советский Союз, Игорь Львович был награжден орденом Красного Знамени. Будучи еще молодым человеком, он решил вернуться в спорт. Но полученное в Нормандии тяжелое ранение не позволило ему выступать на ринге. Однако он добился успехов как тренер, воспитавший нескольких чемпионов СССР, и судья всесоюзной категории. Много лет Миклашевский работал тренером по боксу в спортивном обществе «Трудовые резервы». Скончался 25 сентября 1990 года.
Источник: оригинальная статья