В соответствии с Законом о бюджете СССР ещё в первое послевоенное десятилетие Россия оставляла у себя 50% полученных ею доходов, Украина и Белоруссия — по 55%, а все остальные республики — по 100 %, и сверх того получали субсидии из Центра. Следует подчеркнуть, что эта политика проводилась в то время, когда республики-доноры, понёсшие наибольший урон во время Великой Отечественной войны, восстанавливали свою экономику.
Можно выделить несколько причин такой линии центра в отношении как Прибалтики в целом, так и Литвы в частности.
Во-первых, в системе преференций для прибалтийских республик в качестве дополнительного принципа использовалось их особое положение в Советском Союзе.
Центр исходил из того, что жители этих республик должны были почувствовать преимущества вхождения в состав СССР по сравнению с периодом независимости. Экономическая политика стала частью общей стратегии по повышению лояльности населения этого региона.
На территории Литвы и других республик Прибалтики реализовывались масштабные союзные инвестиционные проекты, такие, как сооружение электростанций, строительство объектов химической промышленности, развитие наукоёмких производств и опытных разработок, реконструкция и строительство морских портов, мелиорация в сельском хозяйстве и т.д.
Помимо политических и идеологических существовал ещё один фактор льготного инвестирования Прибалтики — чисто экономический. После того, как в послевоенные годы была восстановлена промышленность и построены новые предприятия, созданы новые отрасли, прибалтийские республики стали в СССР своеобразной лабораторией промышленных нововведений, полигоном проведения целого ряда экономических экспериментов, опробования новых технологических решений и методов управления хозяйственным механизмом.
Материальная база промышленного и сельскохозяйственного производства отличалась от общесоюзной новыми, менее изношенными основными фондами. Приграничное положение Прибалтики способствовало созданию здесь широкой сети высококлассных коммуникаций, аэродромов, морских портов, складского и ремонтного хозяйства.
Так, если величина капитальных вложений на душу населения в 1989 году в СССР в целом составляла 763,5 руб., то в республиках Прибалтики она была существенно выше: непосредственно в Литве показатель составил 856,2 руб.
Факты свидетельствуют, что Литва и другие прибалтийские республики имели в СССР существенные преимущества перед Российской Федерацией в финансировании социально-экономического развития.
Несмотря на донорский статус РСФСР, уровень благосостояния жителей РСФСР был ниже, чем в других союзных республиках. В 1987 г. первый секретарь ЦК Компартии Литвы А.Бразаускас на одном из совещаний сообщил, что Литва в период 1970–1985 гг. на мелиорацию и строительство дорог получила из союзного бюджета практически столько же средств (более одного миллиарда рублей), сколько соседняя Белоруссия, территория которой в 3,3 раза больше территории Литвы.
Этот советский парадокс в отношениях метрополия — провинция находит отражение и у зарубежных специалистов. Так, известный немецкий социолог Я.Экберт отмечает: "В глазах многих русских именно нерусские были привилегированными в системе национальных республик, в то же время многие из них называли советскую систему русской империей".
Если Советский Союз и был империей, то это была "империя наоборот", в которой провинции питались соками метрополии.
К моменту вступления в СССР Литва являлась аграрной страной, в которой 74,8% населения занималось сельским хозяйством, и только 7,5% было занято в промышленности, выпускавшей несложное сельскохозяйственное оборудование и некоторые потребительские товары.
В июле 1940 года по производству промышленной продукции Литва в 3,5 раза отставала от среднесоюзного уровня и занимала одно из последних мест в Европе по уровню жизни.
Низкий уровень жизни литовцев заставлял их покидать страну. В 1920–1930 гг. из Литвы в Америку, Европу и Австралию эмигрировало более 200 тыс. человек.
После войны, уже в составе СССР, восстановление народного хозяйства Литвы сопровождалось не только его реконструкцией, но и созданием целых отраслей с нуля. На это из союзного бюджета выделялись большие капиталовложения в такие отрасли, как станкостроение, турбостроение, приборостроение, электронная промышленность, электромашиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, цементная промышленность.
В 1970-е гг. были построены флагманы литовской индустрии — Мажекяйский нефтеперерабатывающий комбинат, снабжавший своей продукцией всю Прибалтику, производственное объединение "Азот" — крупнейшее в СССР предприятие по производству удобрений, Кедайняйский химический завод и другие.
Помимо создания целого ряда отраслей народного хозяйства в Литве в советское время был построен крупный рыбопромысловый флот. Литовские сейнеры вели лов рыбы не только в Балтийском, но и в Баренцевом морях, а с 1971 г. — в Атлантическом океане. В Клайпеде базировался мощный торговый и рыболовный флот, этот город стал всесоюзным центром рыбной промышленности. В 1955 г. в Клайпеде был построен современный судостроительный завод, начавший серийный выпуск средних рыболовных траулеров.
Настоящими воротами Литвы в Европу стала паромная переправа Клайпеда — Мукран, также построенная в советское время. Ее строительство обошлось союзному бюджету в сотни миллионов рублей.
О том факте, что из слаборазвитой аграрной страны Литва превратилась в индустриальную, свидетельствуют коренные изменения в социальной структуре населения республики. Увеличился удельный вес занятых в промышленном производстве. Если в 1945 г. в промышленности было занято 38,3 тыс. работающих, то в 1951 г. — уже 86,4 тыс., а в 1985 г. — 392,6.
Источник: Аналитическая записка Р.Х.Симоняна «Анализ вклада республик Союза ССР в социально-экономическое и культурное развитие республик Прибалтики в период их нахождения в составе единого государства». — М., октябрь 2016 г.