×
Контекст

Перед началом войны Прибалтика «крутила шашни» с Гитлером, даже заключала с ним пакты о ненападении

Известный российский историк А.Р. Дюков пишет:

Перед началом Второй мировой войны Прибалтика рассматривалась в Кремле как регион, от положения которого напрямую зависела безопасность СССР. Москву удовлетворяла нейтральная Прибалтика; любые же признаки усиления в регионе германского влияния воспринимались как свидетельство угрозы.

В 1939 году тревогу Кремля по поводу укрепления позиций Берлина в Прибалтике было невозможно списать на мнительность. 19 марта Германия предъявила Литве ультиматум с требованием немедленного «возвращения» города Клайпеды (Мемель). Литовское руководство было вынуждено согласиться с этим диктатом. 22 марта состоялось подписание германо-литовского договора о передаче Клайпеды, по улицам которой прошли немецкие войска. Это стало более чем наглядным свидетельством стремительного роста германского влияния в Прибалтике. И Москву это не могло не взволновать.

28 марта советский нарком иностранных дел Максим Литвинов вручил заявления эстонскому и латвийскому посланникам в Москве. Заявления были однотипными: в них было напоминание о договорах, заключенных СССР с этими странами в 1920 и 1932 годах, об усилиях по обеспечению безопасности прибалтийских республик, предпринятых ранее Москвой.

В то время, как Москва пыталась достигнуть договоренности с Лондоном и Парижем, Таллин и Рига, не принявшие во внимание советского предупреждения от 28 марта, активизировали взаимодействие с Берлином. 

20 апреля 1939 года начальник штаба латвийской армии М.Хартманис и командующий Курземской дивизией О.Данкерс прибыли в Берлин для участия в торжествах, посвященных 50-летию Гитлера и были лично приняты фюрером, вручившим им награды. Прибыл на юбилей Гитлера и начальник эстонского генерального штаба генерал-лейтенант Николай Реек.

Объяснение ориентации прибалтийских правительств на нацистскую Германию дает эстонский историк Магнус Ильмярв: «После заключения Мюнхенского пакта […] латвийское внешнеполитическое руководство начало обсуждать "безусловный нейтралитет", который в основном означал внешнеполитическую ориентацию на Германию. В отличие от Латвии с 1935–1936 гг. эстонское военное и политическое руководство рассматривало СССР в качестве главной угрозы их суверенитету, в то время как широкие слои населения страны опасались в первую очередь Германии. К 1939 г. в условиях международного кризиса в Европе Латвия и Литва, следуя за эстонским примером поиска убежища под прикрытием риторики нейтралитета, также стали придерживаться внешнеполитической ориентации, которая в наименьшей степени служила национальным интересам этих стран. Мотивируя это страхом ликвидации частной собственности большевистским Советским Союзом, правительства Эстонии, Латвии и Литвы возложили все свои надежды на нацистскую Германию, как наиболее мощного оппонента большевизма».

7 июня 1939 года в столице Германии состоялось подписание договоров о ненападении между Германией, Латвией и Эстонией. «Эстония и Латвия подписали с Германией пакты о ненападении, — писал впоследствии Черчилль. — Таким образом, Гитлеру удалось без труда проникнуть вглубь слабой обороны запоздалой и нерешительной коалиции, направленной против него».

Вскоре посол Эстонии в Лондоне представил британским дипломатам меморандум, согласно которому Эстония будет рассматривать «автоматическую помощь» как недружественный акт. 19 июня посол Эстонии в Москве Аугуст Рэй на встрече с британскими дипломатами заявил, что помощь СССР заставит Эстонию выступить на стороне Германии.

Процитируем российских историков Олега Кена и Александра Рупасова о ситуации, в которой оказался Кремль после 7 июня 1939 года: «Суть дилеммы, перед которой оказалась Москва, заключалось в том, что сохранение ее позиций в регионе становилось отныне возможным лишь посредством войны с Германией или путем достижения соглашения с ней».

Латвия и Эстония стали разменной монетой в геополитической игре Гитлера. Однако в том, что случилось, эстонские и латышские власти могли винить прежде всего себя. Под прикрытием лозунга о «безоговорочном нейтралитете» Рига и Таллин настойчиво воплощали в жизнь прогерманскую политику. Сразу же после заключения советско-германского договора о ненападении немецкий посол Форевейн в беседе с эстонским министром иностранных дел с иезуитской иронией отметил: «Навряд ли пакт мог бы быть подписан в таком виде, если бы Прибалтийские государства, и в первую очередь Эстония, не придерживались бы так твердо и неуклонно нейтрального направления в своей внешней политике».

Пакту Молотова-Риббентропа 80 лет. Но Европа тоже заключала союзы с Гитлером, об этом молчат © RuBaltic•Ru

Источник: Дюков А. Р. «Пакт Молотова — Риббентропа» в вопросах и ответах. — М.: Фонд «Историческая память», 2009

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
CCCР сел играть с чертями в карты и обыграл их: пакт Молотова — Риббентропа
23 августа 2022
Подписанию пакта Молотова — Риббентропа предшествовали некоторые другие неординарные события, логически обусловившие его неизбежное и закономерное появление, о которых, вероятно, не будет лишним напомнить.
В СССР скрывали, что в уничтожении Хатыни участвовали украинские полицаи, по просьбе первого секретаря ЦК КП УССР Щербицкого
25 августа 2022
О том, что украинские полицаи причастны к трагедии в Хатыне, широкой общественности стало известно только в конце 1980-х гг. Долгое время в Советском Союзе власти в угоду советской концепции «дружба народов» старались скрывать эти неудобные факты, маркируя сожжения деревень и убийства мирного населения как преступления фашистов.
Жара под 40 градусов, постоянно хотелось пить: как советские войска освободили Кишинев
24 августа 2022
24 августа 1944 г. 5-я ударная армия под командованием генерала Н.Э. Берзарина окончательно вытеснила нацистов из Кишинева. О том, как это было, вспоминает ветеран 273-го стрелкового полка 89-й гвардейской Белгородско-Харьковской краснознаменной стрелковой дивизии Сергей Павлович Семенов.
24 августа 1944 г. Красная армия освободила Молдову от румыно-немецкой нацистской оккупации
24 августа 2022
В этот день79 лет назад в ходе Ясско-Кишиневской наступательной операции войска 2-го и 3-го Украинских фронтов освободили Кишинев.
Новости партнёров