В афганской войне спецназ выполнял следующие задачи: разведка; уничтожение формирований мятежников и караванов; вскрытие и уничтожение баз и складов, «исламских» комитетов; захват пленных, ведение вертолетной разведки караванных маршрутов и досмотр караванов и др.
Подразделения спецназа решали эти задачи в основном путем ведения засадных действий, налетами, патрулированием на вертолетах, а также рейдовыми действиями.
Примером успешного налета служит операция разведотряда капитана Г. Быкова из «Джелалабадского батальона» в феврале 1985 года, когда спецназ ночью «просочился» в кишлак и, используя автоматы с приборами бесшумной стрельбы и холодное оружие, уничтожил около 50 мятежников, включая 28 полевых командиров. Спецназ потерь не понес.
Одним из важнейших способов добывания разведданных о караванах мятежников, перевалочных базах и местах складирования вооружения и боеприпасов был поиск, который обычно осуществлялся ночью, в пустынных районах.
Разведывательно-поисковые действия велись обычно в составе разведгруппы или разведотряда. Для повышения мобильности подразделения передвигались на бронетехнике или машинах повышенной проходимости, разведка проводилась в районах, контролируемых мятежниками, на известных караванных маршрутах. Поиск носил рейдовый характер, продолжительность действий составляла 5–6 дней.
Иногда поиск велся под маскировкой: личный состав переодевался в афганскую национальную одежду и использовались трофейные машины «Тойота», «Симург», «Датсун».
Один из первых подобных разведрейдов провела группа старшего лейтенанта П. Кулева (5 человек) из «Газнийского батальона» в октябре 1984 года: за три дня на машине было пройдено 200 км по маршруту Газни – Мукур – Газни. Группа вернулась на базу без потерь.
В «Лашкаргахском батальоне» после захвата в декабре 1986 года группой лейтенанта С. Дымова каравана из 9 автомобилей такие операции — но уже по перехвату и уничтожению караванов мятежников — проводились в течение 1,5 лет.
В январе 1987 года была впервые проведена подобная боевая операция: группа лейтенанта Г. Должикова на трех «Тойотах» и одном «Урале» под видом каравана мятежников сблизилась на встречном курсе с отрядом мятежников на 3 машинах и внезапным огнем уничтожила его.
Весьма эффективными были облеты караванных маршрутов на вертолетах, с досмотровыми группами на борту, когда данные воздушной разведки реализовывались тут же, по решению командира группы.
Основной целью были караваны: после обнаружения каравана вертолеты совершали облет и подавали сигнал на остановку, затем 2 вертолета совершали посадку около каравана, и группа под прикрытием второй пары вертолетов проводила досмотр груза.
В случае оказания сопротивления караван уничтожался ударами с воздуха, после высаживался спецназ: захваченное вооружение, боеприпасы и пленные доставлялись на базу (или уничтожались).
Именно на облете был захвачен первый американский переносный зенитно-ракетный комплекс «Стингер»: 5 января 1987 года группа лейтенанта В. Антонюка из «Шахджойского батальона» под командованием майора Е. Сергеева заметила группу мятежников на мотоциклах и атаковала их с воздуха, в ответ по вертолетам было произведено два неудачных пуска ракет. Высадившийся спецназ уничтожил противника и захватил один «Стингер».
Из-за отсутствия полной информации по всему «афганскому» периоду боевой деятельности спецназа не представляется возможным дать подробный анализ по каждому отряду, но известно, что подразделения спецназа уничтожили свыше 17 тыс. душманов, 990 караванов, 332 склада и захватили 825 пленных.
Безвозвратные потери отрядов спецназа составили около 700 человек (включая небоевые и санитарные). По некоторым оценкам, спецназ давал до 50% результатов боевой деятельности всей 40-й армии, составляя от общей численности советских войск в Афганистане около 5%.
Источник: Волков А. Спецназ на тропе войны