В 1945 г. полковнику А. В. Васильеву — начальнику отдела по использованию опыта войны оперативного управления штаба 3-го Белорусского фронта — сразу после окончания боевых действий была поставлена задача обобщить опыт участия советских войск в операциях в Восточной Пруссии в 1944–1945 гг. В том числе, он обобщил опыт, касающийся взятия долговременных огневых точек (ДОТ):
«В первых числах февраля 1945 г. в северной части Восточной Пруссии войска Красной Армии подошли к Хейльсбергскому укрепленному району, где укрылись части двадцати немецких дивизий, не считая многочисленных частей усиления и частей специального назначения.
Ядром Хейльсберского укреплённого района являлась созданная в 1932–1936 гг. старая Хейльсбергская укрепленная оборонительная полоса, оборонительные сооружения и командные пункты которой были построены из бетона и железобетона. В их числе имелись: ДОТ для станковых и ручных пулеметов, артиллерийские наблюдательные пункты, убежища. На отдельных участках количество ДОТ на 1 км фронта достигло 15–16.
Каждый ДОТ имел одну (реже — две) амбразуру для ведения огня из станкового пулемета. Некоторые ДОТ маскировались сараями, построенными над ними, другие — кустарником, травой. Стены ДОТ были железобетонные, толщиной 1–1,6 м, углубленные в землю до 1.5 м. Перед ДОТ и между ними имелись 2–3 линии траншей полного профиля с густой сетью ходов сообщения.
Если учесть, что ДОТ могли взаимодействовать с огневыми точками, расположенными в каменных строениях , то можно себе представить, насколько мощной была оборона противника.
Как действовали наши части в таких условиях?
Для уничтожения мелких групп пехоты противника, оборонявшихся в укреплениях или строениях, наши стрелковые подразделения действовали тоже мелкими группами. Обтекая с фланга, окружая и блокируя строение, они оставляли с фронта нескольких автоматчиков, которые продолжали держать окружённую группу противника под огнём до подхода резервов. Тем временем основные подразделения продолжали безостановочное движение вперед.
Если противник оказывал сильное сопротивление с фронта, наша пехота после короткого артиллерийского налёта в составе батальона или полка быстро преодолевала простреливаемое пространство, а затем, разбившись на мелкие группы, просачивалась в глубину боевых порядков врага и этим нарушала организованную оборону.
Действуя гранатами и автоматическим оружием, она создавала панику среди немцев, выбивала их из укреплений, а затем уничтожала или захватывала в плен.
Особое умение и смелость требовались при атаке ДОТ. В Н-ском стрелковом полку, например, был применен следующий метод: зная, что ДОТ имели ограниченный обстрел, мелкие группы просачивались между ними и залегали, образуя как бы прикрытие ДОТ с флангов. Вслед за тем группа в составе 5–7 саперов и 3–4 автоматчиков во главе с разведчиком, знавшим подходы к ДОТ, скрытно подползала к нему со стороны входа и забрасывала гранатами солдат противника, оборонявших ДОТ. Затем устанавливались 1–3 ящика взрывчатого вещества (тола) весом по 25 кг каждый и ДОТ подрывался вместе с его гарнизоном.
В другом случае разведывательная рота Н-ской стрелковой дивизии ночью незаметно просочилась к ДОТ и забросала амбразуры противотанковыми гранатами. В результате этого 5 солдат гарнизона были убиты, а один взят в плен».
Источник: Шиловский Е. А., Таленский Н. А., Васильев А. В. Восточно-Прусская операция Красной армии 1945 г. М., 1946