Украинский партизан, дважды Герой Советского Союза Алексей Фёдорович Фёдоров записал историю, которую ему рассказал другой партизан Семен Ефимович Газинский. Осенью 1943 г. около села Словатичи Волынской области Семен Газинский встретился с местным жителем, связным Алексеем Остапчуком. В это время село находилось во власти бандеровцев. Партизаны готовились его отбить, предварительно попытавшись переманить на свою сторону как можно больше людей:
— Да, предстоит работа и среди обманутых Бандерой, насильно привлеченных им в свои ряды людей.
— Вот-вот! У нас в селе как раз есть сейчас такие люди. Они не совсем бандеровцы, конечно... Это грузины.
— Какие грузины? Откуда?
— Советские грузины. Были у немцев в плену, видно, бежали, а националисты где-то их перехватили и заставляют служить у себя. Морочат им голову! Обещают после победы «самостийной Украины» отправить их с почетом на Кавказ...
Наблюдал я за этими грузинами. Томятся люди! Видно, что не по нутру им быть вместе с бандитами. Но разве от бандеровцев легко вырваться! Вот я и подумал: не связать ли грузин с вами?
— Правильно подумали! Непременно надо с ними связаться. И побыстрее! А как это сделать, давайте подумаем вместе. Но сначала скажите: сколько их?
— Примерно человек сорок или чуть больше. Вроде бы отдельная рота! Бандеровцы грузин на той стороне села держат, что к юго-востоку, а эту не доверяют, здесь сами стоят...
Партизаны рванулись вперед... Взводу Бочковского предстояло действовать вдоль улицы, а разделившимся на два отделения людям Хоменко — теснить бандеровцев по огородам, слева и справа. Навстречу атакующим прогремела пулеметная очередь, но прицел был взят высоко. Когда Семен Ефимович вместе с Николаем добежали до первых строений, они увидели лежащего на земле грузина, который менял диск у «дегтяря».
— Кацо! Против кого ты воюешь?! — крикнул Газинский, бросаясь к пулеметчику и показывая на своей гимнастерке орден Красной Звезды.
Грузин ликующе охнул, будто только ждал эту знакомую звездочку, повернулся к хатам и начал что-то громко выкрикивать на родном языке.
Из ближайших домов и сараев с радостными возгласами выбегали грузины... Улыбающиеся, возбужденные, они складывали оружие у ног Газинского.
— Не надо! Зачем? Берите винтовки обратно... Эй, кацо, поднимай свой пулемет!.. Товарищи, мы — партизаны. Давайте вместе...
— Давай, давай! Командуй! — раздалось несколько голосов.
Еще минута-другая, и партизаны вперемешку с грузинами помчались к центру села. Там небольшая, ушедшая вперед группа, возглавляемая Бочковским, шерстила бандеровцев.
Трескотню одиночных выстрелов перекрывал стук пулеметов... Где-то за хатами бухнула граната... Бой был недолгим. Бандеровцы дрогнули, стали отступать, а потом побежали и вовсе прочь из села. Пулеметчик-грузин выпустил вслед последней кучке полдиска.
Газинский с Хоменко наскоро подвели итог операции. Из лап бандеровцев удалось вырвать почти всех грузин. Двадцать шесть из них живы-здоровы, находятся при полном вооружении, счастливы, что станут партизанами. Пять грузин ранено.
*ОУН-УПА, запрещенная в России экстремистская организация — прим. RuBaltic.Ru
Источник: Федоров А. Ф. Последняя зима. — М.: Советский писатель, 1981.