Во время Великой Отечественной войны для немцев было характерно безжалостное отношение к советским военнопленным. Особенно незавидная участь ждала раненых советских военнопленных, которым, несмотря на существование Женевского соглашения, зачастую не оказывалось никакой врачебной помощи.
По воспоминаниям С.М. Фишера, попавшего в плен под Харьковом летом 1942 г., только на третий день в свинарнике, отведенном для раненых пленных, появились медики. Немцы привели трех врачей и четырех девушек-медсестер. Среди них находился главврач полевого госпиталя, пожилой человек, еврей. Врачи и медсестры оказали возможную в тех условиях помощь, сделали перевязки. Однако ночью врач-еврей покончил жизнь самоубийством, приняв яд.
«Еще через три дня к нам пришли пять женщин из села. Одна из них подошла ко мне и спросила, глубокая ли рана и болит ли она. Она с большой осторожностью сняла повязку и ужаснулась: вокруг раны ползали белые черви. Женщина промыла рану и смазала ее сметаной, которую принесла с собой.
— Слушайте, у меня бинтов нет, йода тоже нет. Вас будет лечить Серенький, — она показала пальцем в угол, там лежала небольшая серенькая собачка. Поняв мое недоумение, добавила:
— Не беспокойтесь, самые серьезные раны так лечат. Ведь собака может вылечить сама себе самую серьезную рану.
Женщина поднесла собачку к моей ране. Я почувствовал шершавость языка. Было приятно, наступило облегчение. Женщина выстирала тряпку, которой была перевязана моя рана. Остаток сметаны оставила возле меня. Тщательно перевязав рану, сказала: вечером перед сном повторите эту процедуру. Я очень экономил сметану, сам даже не попробовал, держал для Серенького. Через неделю рана затянулась, я стал ступать на ногу.
В этом свинарнике мы пролежали месяц».
Источник: Шнеер А. Плен. Солдаты и офицеры Красной Армии в немецком плену. — М.: «Пятый Рим», 2022