Румбульский лес — Бабий Яр Риги, города, который был родным для тысяч евреев… Наверное, до войны многие из них гуляли в этом лесу на окраине столицы Латвии, назначали свидания, радовались первому снегу, первым весенним цветам… Кто мог представить этот лес в крови? Таким он стал в ноябре-декабре 1941 года. Две акции 30 ноября и 8 декабря 1941 года уничтожили более 25 тыс. евреев.
Материал на обвиняемого Эккельна. Приложение №5. Истребление мирных граждан немецко-фашистскими захватчиками на территории Румбульского леса в период 1941–44 гг.
ВАЛЬТЫРШ Мария Осиповна, 1882 г.р., латышка, беспартийная, малограмотная, проживает в Катлакалнской волости Рижского уезда, хутор Валтери.
30 ноября 1941 года она находилась на лесной опушке около Румбульского леса в 200 метрах от места расстрела и видела, как немцы расстреливали в Румбульском лесу пригнанных 4000 евреев. Расстрел немцами евреев был организован так. Вначале были выстроены вокруг вырытой ямы еврейские дети, они были разных возрастов — от 5 до 15 лет.
В детей не стреляли, их ударяли рукояткой револьвера по голове, и они падали, как снопы, в яму.
Взрослых заводили в яму, приказывали ложиться вниз лицом на трупы детей. После чего их расстреливали, такая жуткая картина продолжалась в течение часа. После этого немцы в тот же день со стороны Риги пригнали еще 2 большие партии евреев, которых тоже расстреливали в этом лесу. Весной 1942 года Валтырш вместе с другими была пригнана немцами в Румбульский лес на засыпку просевших ям с трупами расстрелянных евреев. Могилы имели размеры приблизительно 30–40 метров в длину и 10 метров в ширину, другие имели еще большие размеры.
ФРИДЕ Фрида Зеликовна, 1906 г.р., еврейка, беспартийная, образование — начальное училище, проживает в Риге, ул.Лаймдота., №33, кв.4.
15-го ноября 1941 года Фриде была заключена в гетто. С 30/XI на 1/ХII 1941 года в организованной немцами первой акции истребления евреев была вместе с большой партией евреев отправлена на расстрел в Румбульский лес. Перед расстрелом обреченных заставляли раздеться до нижнего белья. Пытавшихся сопротивляться беспощадно избивали резиновыми дубинками. Одежду бросали отдельно от обуви. Не доходя до ямы, она умышленно упала, охрана приняла ее за убитую. Обреченные, проходя мимо, забросали ее обувью.
В течение всего дня и вечера она слышала душераздирающие крики и вопли расстреливаемых. Пролежав до ночи, она незаметно для охраны подползла к одежде, оделась и убежала в лес.
БАРАНОВСКИЙ Альберт Индокович. 1888 года рождения, латыш, беспартийный, образование 4 класса гимназии, проживает ст. Румбула Рижского уезда.
В период немецкой оккупации Барановский работал начальником станции и билетным кассиром ст. Румбула. Место, где немцы расстреливали евреев, — Румбульский лес — находилось на расстоянии 300–400 метров от станции Румбула. Он наблюдал, как немцы проводили подготовительные работы к расстрелу и сам процесс расстрела. За неделю до расстрела советские военнопленные проводили большие земляные работы в Румбульском лесу. Он сам был на месте, где подготавливались эти могилы, и видел около 9 ям. Каждая такая яма была длиной 25–30 метров, шириной 5–6 метров и глубиной 6–7 метров. 30 ноября 1941 года в ясный и тихий день еще с ночи на поле перед лесом начали пригонять большие колонны евреев ― мужчин, женщин и детей. На поле образовалась огромная многотысячная толпа, холмы, на которых должен был произойти расстрел, и прилегающие к ним поля, где находились обреченные, были оцеплены немецкими солдатами, вооруженными пулеметами и автоматами. До начала расстрела среди обреченных была относительная тишина. Осужденные на что-то надеялись. Первые выстрелы раздались в 8 часов 15 минут.
Вместе с выстрелами начались душераздирающие крики, вопли и стоны детей, женщин и мужчин. Люди были согнаны в одну плотную толпу, окружены со всех сторон стражей.
Из этой толпы непрерывной цепочкой по 2 человека к ямам сквозь строй немецких солдат тянулись раздетые донага женщины, мужчины и дети. У самих ям раздавались непрерывные автоматные и одиночные выстрелы. Расстрел закончился в 7 часов 45 минут вечера, когда уже совсем стало темно. 8 декабря 1941 года немцы произвели второй массовый расстрел. В апреле 1944 года немцы оградили деревянными щитами участок, где находились могилы расстрелянных, пригнали военнопленных, которых заставили извлекать трупы из могил и сжигать их на кострах, около 4-х месяцев.
Источник: Приговоренные нацизмом. Концлагерь Саласпилс: забытая история.— Фонд «Историческая память», 2011