Командование Красной армии систематизировало полученный в боях опыт. В 1942 году Воениздат НКО СССР издал наставление для красноармейцев «Как стрелять из винтовок и ручных пулеметов по вражеским самолетам и парашютистам». На его страницах в трех проекциях изображены три наиболее часто встречавшихся типа немецких машин — «Мессершмитт-109», «Юнкерс-88» и «Хейнкель-111».
Огонь по целям предписывалось открывать с расстояния не более 500 метров. Самыми удобными для поражения вражеского самолета считались моменты, когда он пикировал на стрелка или, напротив, выходил из пикирования. Кроме того, в наставлении разместили таблицу для взятия упреждения при стрельбе по разным типам самолетов на разных дистанциях. Так, для поражения «Мессершмитта» с расстояния в 500 метров нужно было целиться на десять корпусов перед ним. Упор делался на простые математические расчеты.
Газета «Красная звезда» 14 марта 1942 года сообщила о подвиге младшего лейтенанта Бамбаля, воевавшего на Ленинградском фронте: «Дело было так. Над расположением одной части, которая готовилась к наступлению, появился немецкий разведчик-корректировщик. Он кружил в небесах, изредка обстреливал бойцов из пулемета, сбрасывал мелкие бомбы. По-видимому, фашистский летчик разведывал наши боевые порядки, прощупывал систему артиллерийского огня. Младший лейтенант Бамбаль зарядил винтовку бронебойными пулями и стал стрелять, тщательно прицеливаясь и не забывая о необходимом упреждении. Уже после второго выстрела самолет неуклюже закувыркался в воздухе и пошел вниз. В кабине был найден труп убитого летчика. Пуля угодила фашисту в голову».
Стоит отметить, что немцы сбивали самолеты из стрелкового оружия гораздо реже. Немецкий военный историк, офицер вермахта и генерал-майор бундесвера Эйке Миддельдорф после войны написал книгу «Русская кампания: тактика и вооружение», в которой отметил, что немецкие солдаты при налетах советской авиации предпочитали прятаться в укрытиях. Русские же в этой ситуации всегда огрызались, открывая стрельбу. Историк оценил этот подход и предложил взять его на вооружение немецкой армии в будущем.
«Огонь по воздушным целям из стрелкового оружия в ту войну почти не практиковался, — писал Миддельдорф. — Рядового солдата трудно было убедить в необходимости такой стрельбы — удача была редкой. Русские же вели огонь по немецким самолетам из всего, что стреляет. Хотя самолеты сбивались редко, все же они часто получали повреждения, на устранение которых уходило несколько дней. Кроме того, на экипаж оказывает сильное моральное воздействие сознание того, что при каждом боевом вылете он попадает под огонь противника со всех сторон. Поэтому стрельбу по самолетам из винтовок и пулеметов необходимо вести всем, если только это не демаскирует расположения войск на переднем крае или в оборонительной полосе и если это не отвлекает от выполнения главной задачи по ведению боя с наземным противником».
Источник: оригинальная статья