20 лет назад Россия предложила комплексный, сбалансированный, а главное – реалистичный план приднестровского урегулирования, разработанный первым заместителем Руководителя Администрации Президента России Д.Козаком и известный как «меморандум Д.Козака». Однако безответственность молдавских элит и вмешательство Запада не позволили урегулировать конфликт вовремя. Сегодня прозападный Кишинев в лице М.Санду отвергает любые попытки мирного диалога с Тирасполем, что может привести к новой гражданской войне.
Противостояние в Молдове, позже названное Приднестровским конфликтом, первоначально выглядело все же как культурно-языковое, а не этническое. Так, молдавскую интеллигенцию, сыгравшую в дальнейшем «первую скрипку» в конфликте с Приднестровьем, вдохновило прозвучавшее в марте 1988 г. на съезде Союза писателей СССР в Москве предложение придать государственный статус языкам титульных наций всех республик Советского Союза.
В сентябре 1988 г. увидело свет «Письмо 66», в котором молдавские литераторы требовали признания государственным языком только молдавского на основе латинской графики. Осенью прошел ряд демонстраций, на которых звучали все более радикальные лозунги: «Молдавия – для молдаван», «Чемодан – вокзал – Россия, русских – за Днестр, евреев – в Днестр».
Развитие ситуации в Молдавии на рубеже 1980–1990-х годов приблизительно повторяло то, что происходило во многих других республиках СССР. В мае 1989 г. был создан Народный фронт Молдовы, представители которого сформировали фактически мононациональное руководство республики, а 27 августа 1991 г. Республика Молдова провозгласила свою независимость. Параллельно в стране набирало силу движение за воссоединение с Румынией. Ситуацию изначально осложняло то, что наряду с молдаванами в республике проживали около 40% представителей других национальностей.
В ответ на бесчинства прорумынских радикалов 1 декабря 1992 г. состоялся первый референдум о независимости Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), в голосовании приняли участие 78% избирателей, «за» проголосовали 97,7%.
Отправной точкой вооруженного конфликта между Молдовой и ПМР традиционно считается 28 марта 1992 г., когда президент М. Снегур объявил о введении в Приднестровье чрезвычайного положения. На стороне официального Кишинева выступили армия и полиция, к которым присоединились различные добровольческие подразделения молдавских и румынских националистов, в частности «Добровольческая лига». С приднестровской стороны «Гвардия Приднестровской республики» действовала совместно с «территориальными спасательными отрядами», добровольцами из России (главным образом казаками) и Украины.
1 апреля 1992 г. в Бендеры в сопровождении двух бронетранспортеров вошло подразделение молдавской полиции, которое предприняло попытку разоружить приднестровских гвардейцев. В Приднестровье началась мобилизация, и местным ополченцам, состоявшим преимущественно из рабочих, стали раздавать оружие. Так начались военные действия, которые закончились в середине 1992 г. Большая заслуга в прекращение конфликта принадлежала подразделениям 14-й российской армии, командующим которой 23 июня 1992 г. стал генерал-майор Александр Лебедь.
В 1990-е удалось подготовить определенную правовую базу для урегулирования конфликта. В начале 2000-х гг. был выработан ряд конкретных механизмов по урегулированию конфликта. В 2000 г. состоялось несколько встреч президента РФ В. Путина с президентами Молдовы П. Лучинским и ПМР И. Смирновым, а после визита российского лидера в Кишинев 16–17 июня 2000 г. им было принято решение о создании госкомиссии по содействию политическому урегулированию приднестровской проблемы во главе с академиком Е. Примаковым. Комиссия выработала проект двустороннего соглашения на основе принципа территориальной целостности Молдовы. Обе стороны согласились принять его за основу, однако потом начали его критиковать, причем как в ПМР, так и в Молдове, что закончилось отклонением этого проекта.
В 2003 г. Москва попыталась разрешить конфликт, предложив противоборствующим сторонам модель построения в Молдове конфедерации при сохранении в Приднестровье российского военного присутствия до 2018 г. По этому плану, который был предложен заместителем руководителя администрации президента РФ Д. Козаком (почему и получил впоследствии название – «меморандум Козака»), Молдова должна была стать «асимметричной федерацией», в которой ПМР получала бы особый статус и возможность блокировать законопроекты, нежелательные для автономий.
По свидетельству Дмитрия Козака, предельная дата пребывания российских миротворцев (до 2020 г.) в Приднестровье и максимальная численность контингента (до 2 тыс. военнослужащих) были вписаны в текст документа лично президентом Молдовы Владимиром Ворониным. Этот срок был уступкой со стороны Приднестровья, настаивавшего на сохранении российского миротворческого контингента на 49 лет. Президент Молдовы дважды подтвердил свое согласие относительно срока пребывания миротворцев – 14 и 24 ноября. Первоначально договор предполагалось подписать в Санкт-Петербурге, где В. Воронин должен был присутствовать на открытии памятника Дмитрию Кантемиру, но молдавский лидер настоял на том, чтобы в Кишинев на подписание «меморандума» прилетел Владимир Путин.
Однако когда российский президент был уже готов вылететь в столицу Молдовы, центральную улицу Кишинева заполнила националистическая оппозиция. Фанатично настроенные манифестанты под возгласы об «оккупации» рвали портреты В. Путина, жгли российские флаги и требовали отставки В. Воронина — это было спустя всего неделю после «революции роз» в Грузии. Яапп де Хооп Схеффер, бывший глава ОБСЕ, а в 2004–2009 гг. – генсек НАТО, стал звонить и угрожать В. Воронину. Молдавский президент, поддавшись давлению, отказался от подписания «меморандума Козака».
Интересно, что в 2004 году В.Воронин вновь просил В.Путина вернуться к приднестровскому урегулированию, в том числе с участием Д.Козака. При этом при проработке вопроса выдвигались требования о том, что Россия должна принять меры для смены руководства Приднестровья, на что Россия вынуждена была отказать. Выбор руководства Приднестровья – это внутреннее дело жителей региона.
Сегодня одним из главных бенефициаров конфликта в регионе является президент Молдовы М.Санду, которая тем самым, с одной стороны, пытается сплотить вокруг себя прорумынскую националистическую часть молдавского общества, с другой стороны, повысить свой авторитет в глазах брюссельского и вашингтонского «обкомов».
Источник: Малышев Д.В. Приднестровский конфликт: траектория развития // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. –— 2013. — № 1. С. 106-126.