Живучесть движения УПА* (Украинская повстанческая армия, запрещена в России — прим. RuBaltic.Ru) на Украине обеспечивалась, в частности, опытом одного из главных его руководителей — Василия Кука — «Лемиша». Член Провода ОУН* (Организация украинский националистов, запрещена в России — прим. RuBaltic.Ru) с 1941 года, один из организаторов провозглашения Акта восстановления независимости 30 июня 1941 года, лидер ОУН на территории юго-восточной Украины, командир УПА-Юг, впоследствии заместитель Главного командира УПА. После окончания войны в течение 9 лет советским спецслужбам не удавалось его задержать.
Розыском и задержанием В. Кука занимался 1-й отдел 4-го Управления КГБ УССР. В Иванцевском лесу Львовской области для встречи Лемиша был выбран один из подземных бункеров, где он бывал раньше в 1947—1952 годах. Укрытие разминировали, побелили изнутри, просушили примусами, в итоге придав ему обжитый вид. Были установлены аппараты типа «Тревога». В ночь с 20 на 21 апреля 1954 года в бункер, получивший название «Почекальня», заселились спецагенты Карпо (Чумак), Жаров, Богун (Юрко).
На рассвете 23 мая агент Богун поднялся на поверхность и через некоторое время услышал треск веток в кустарнике, а затем характерный условный сигнал, имитирующий клекот лесной птицы. К бункеру прибыли В. Кук, его жена Ульяна Крюченко и два охранника — Владимир Задворный (Довбуш) и Михаил Фенин (Назар). Подробно расспросив «Богуна» об обстановке, Кук приказал охранникам оставаться на месте, а сам с женой отправился в укрытие.
Потом на допросах В. Кук вспомнит, что бункер удивил его образцовым порядком. Его насторожили дрожащие руки боевика, жарившего на керосинке картошку, и то, что Богун шел к бункеру, не сняв сапог, а также наличие хороших продуктов.
Однако сказались страшная усталость и недостаток сна. Позавтракав, Лемиш много шутил, не скупился на похвалу, рассказывал, как успешно уйти от розыскной собаки, в общем, расслабился и пребывал в добром расположении духа.
Умывшись, Лемиш прилег отдохнуть. Когда «гости» уснули, «хозяева» разобрали импортный автомат Кука (подарок Охримовича), вытащили из-под подушки Ульяны пистолет ТТ, а затем надежно связали спящих...
По пробуждении Кука состоялся легендарный диалог. «Сколько вам заплатили?!» — гневно вопрошал связанный вождь. Агенты до поры ломали комедию: «Мы арестовали вас по приказу проводника Орлана, чтобы скорее покончить с войной и обеспечить нормальную жизнь народу». Взяв себя в руки, Кук предложил боевику деньги и золотые изделия. Ответ потряс его до глубины души.
«Я не за деньги працюю». — «Аза то?» — «За идею!.. и потом, я бывший эсбист и знаю правило — кто приказал связать, тот и приказывает развязать. Разве не вы учили нас этому?»
Кто-то из агентов вызвал «Тревогой» опергруппу. В 10:35 прибыли: лейтенант государственной безопасности В. Агеев и старший группы Гоигорий Клименко. Прибывшие чекисты вежливо поздоровались и выразили радость от столь долго ожидаемой встречи. Кук пошутил, что если бы он получил в 1953-м письмо с подобными условиями сдачи, то, не исключено, мог бы ими воспользоваться.
Агеев с двумя агентами отправился за охранниками Кука. Зная строгую субординацию оуновцев, лейтенант объявил им, что они арестованы по приказу вышестоящего проводника. Возражений не последовало, охранники безропотно дали себя связать.
Во время обыска Ульяна попросила свитер: «Если вы боитесь, что приму яд, то он в жакете». Но снова последовал отказ. Им дали умыться, на Кука набросили фуфайку. «Нет ли вина? — вдруг попросил Лемиш. Когда спиртного не оказалось, иронично заметил: — Эх, люди-люди, как вам не совестно? Такой момент, и чарки вина немае».
Задержанных погрузили в ГАЗ-67 и отправили во Львов, а оттуда — самолетом в Киев. Когда Кука везли по городу, он не скрывал восхищения столицей Украины, хотя и не одобрил обилия всюду развешанных плакатов и портретов «вождей»: «Это ж надо столько грошей иметь!»
Для ведения дела В. Кука создали группу под руководством начальника Следственного отдела КГБ УССР подполковника Пивоварца.
*ОУН-УПА — Организация украинский националистов-Украинская повстанческая армия, запрещены в России
Источник: Смоляков С.Н. Я дрался с бандеровцами. — М.: Яуза, 2017