×
Контекст

«Палки по рукоятки были в крови, волосах, кусках кожи»: Понары — литовский Бабий Яр

КОЗЛОВСКИЙ, один из понарских рабочих, в прошлом полицейский Виленского гетто: «В 1943 г. в Понары прибыл эшелон жертв. На станции вагоны поочередно открывали и выводили людей к ямам. В разгар экзекуции одна из женщин, выходя из очередного вагона, споткнулась и упала. Стоявший неподалеку ВАЙСС (один из руководителей виленского гестапо) был возмущен. Он собрал всех окружающих и долго ругал их: «Как же это вы, мужчины, позволили женщине упасть? Почему никто не поддержал, не подал руку, не помог женщине выйти из вагона? Где же ваше рыцарство, галантность? Женщины ведь это слабый пол, ведь это мать, вообще святое понятие. Женщин нужно уважать».

Когда ВАЙСС окончил свою пламенную речь, нормальный ход экзекуции был восстановлен. Всю группу, включая и упавшую женщину, повели к яме и расстреляли.

Этот же КОЗЛОВСКИЙ был очевидцем расстрела голых женщин. По его словам, 6 апреля 1943 г. из Вильно был отправлен эшелон, якобы для перевозки в Ковно. На станции Понары все мужчины были из вагонов удалены. Оставшимся женщинам предложили раздеться вплоть до нижнего белья. Женщины отказались. Тогда палачи вошли в вагон и избивали несчастных до тех пор, пока они не вынуждены были подчиниться чудовищному требованию извергов. Вагон открыли, и обнаженных женщин под улюлюканье стоявших в две шеренги гестаповцев гнали от железнодорожного полотна до ямы (расстояние не менее 400 метров). Перед ямой был ров, в котором с женщин посрывали бюстгальтеры и последние вещи туалета. В яму не упала ни одна тряпочка.

КОЗЛОВСКИЙ с товарищами, по приказу ВАЙССА, выбрали лучшие, не окровавленные вещи и отправили их в Вильно, в подарок родственникам убитых. «Во рву, — говорит КОЗЛОВСКИЙ, — выбрать ничего не удалось. Все плавало в крови. 

Там же валялось около полусотни толстых палок. Палки по рукоятки были в крови, волосах, кусках кожи и даже человеческого мяса». Образцы «галантного» обращения с женщинами.

Надо признать, что хотя яма с голыми женщинами была одной из последних, даже на нас, все видевших и ко всему привыкших рабочих Понарского крематория, яма эта произвела особо угнетающее впечатление. Даже конвоиры СС-овцы как-то приутихли. И только шефы из СД провожали каждую выносимую фигуру циничными замечаниями и издевательским смехом.

Источник: Трагедия Литвы: 1941–1944 годы. Сборник архивных документов. — М.: Издательство «Европа», 2006

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Гимназисты дрались, полицейские, увидев танк, разбегались: как Красная Армия в 1939 г. взяла Вильно
19 сентября 2018
К 18 сентября войска Красной Армии подошли к Вильно. В это время в Вильно находились лишь незначительные польские части: около 16 батальонов пехоты (примерно 7 тыс. солдат и 14 тыс. ополченцев) с 14 легкими орудиями.
«Вдруг вижу — из-под земли подымается мой сосед и кричит “Добей меня!"»: чудовищные страницы истории Украины
13 сентября 2018
В последнее время на Украине все громче слышен хор голосов, поющих об ужасах «советской оккупации» Украины в годы Великой Отечественной войны. Ну что ж, бог им судья.
«Нью-Йорк Таймс» обеляет литовских пособников нацистов
13 сентября 2018
В издании «Нью-Йорк Таймс» 11 сентября и в электронной, и в бумажной версии вышла статья его московского обозревателя, журналиста Эндрю Хиггинса под заголовком «Военный преступник или национальный герой? Тест для Литвы». Статья посвящена теме литовского коллаборационизма и Холокосту в Литве.
«Вам решать, открываете ли вы новый этап противостояния с Россией» — открытое обращение к судьям Литвы (часть 2)
14 сентября 2018
В Литве стартует, судя по всему, последний этап судебного процесса, который в республике принято называть «Делом 13 января» или даже более откровенно — «Нюрнбергом над Россией».
Новости партнёров