Советские военнопленные тоже попадали в «лагерь смерти» Освенцим. Первая группа, около 300 человек, прибыла в Освенцим в начале июля 1941 г.Их захватили под Львовом. Большинство были одеты в кожаные куртки, и поэтому узники Освенцима приняли их за комиссаров. Однако комиссары Красной Армии давно уже не ходили в кожанках, их носили офицеры-танкисты. Поэтому, вероятнее всего, эти пленные были танкисты, попавшие в плен в результате танковых сражений в районе Броды – Дубно в последних числах июня 1941 г.
В течение июля – августа 1941 г. прибывали новые партии пленных. Их поместили в 11-й блок, стоявший отдельно. Каждый день их выводили на работу на строительство особого лагеря для военнопленных. За их работой, кроме охранников-эсэсовцев, следила дюжина лагерных уголовников. И те, и другие жестоко избивали пленных палками, а эсэсовцы расстреливали тех, кто не мог работать.
К началу сентября 1941 г. было построено 9 блоков, огороженных забором из колючей проволоки, через которую был пропущен электрический ток. На воротах нового лагеря надпись: «Russisches Kriegsgefangenen Arbeitslager» (Трудовой лагерь русских военнопленных — нем.).
3 сентября 1941 г. в Освенциме впервые был проведен эксперимент с использованием синильной кислоты, называемой «Ciklon B» («Циклон Б»). Жертвами этого опыта стали 600 советских военнопленных и 250 польских узников. Применение газа было примитивным. Газовые камеры еще не построили. Обреченных на смерть загнали в подвал 11-го блока, окна и двери которого замазали глиной, и рассыпали гранулы «циклона Б».
На следующий день заключенные по приказу эсэсовцев, которые взяли с собой на всякий случай противогазы, открыли двери и окна блока, чтобы проветрить его, а затем стали выносить трупы отравленных.
7 октября 1941 г. в Освенцим привезли 2014 советских военнопленных из Шталага №308 Нейхаммер. Транспорты с советскими военнопленными продолжали поступать и в последующие дни.
Прибывших использовали на строительстве газовых камер, крематориев для Биркенау — будущего центра уничтожения евреев.
Большинство военнопленных быстро погибали от лишений, издевательств и непосильного труда. Так, с 7 по 31 октября 1941 г. погибло 1255, в ноябре — 3726, в декабре — 1912, в январе 1942 г. — 1017 советских военнопленных.
На смену умершим постоянно прибывали новые партии военнопленных, в их числе и те, кто бежал из различных лагерей и был пойман. Так, за побег из лагеря были переведен в Освенцим в 1942 г. бывший командир дивизии на Волховском фронте полковник К.Е. Карцев, майор В. П. Соколов, дважды бежавший из лагерей Ф. Скиба, П. Махура.
В Освенциме находились летчики — Герои Советского Союза: штурман Валентин Ситнев, даже в лагере сохранивший Звезду Героя, и Виктор Иванов — капитан, штурмовик, участник боев на Курской дуге. Оба они сидели в лагере для летчиков вблизи Лодзи. За побег из лагеря их приговорили к повешению, однако заменили на заключение в Освенциме.
Из рассказов пленных известен факт сопротивления одной из групп пленных. Поздней осенью 1942 г. в Освенцим привезли несколько сот советских военнопленных. Они пробыли в лагере около месяца, а затем их повели в газовую камеру: «Когда колонна поравнялась со штабелем сложенных у крематория дров, кто-то из смертников крикнул:
— Товарищи, бей фашистских гадов!
Это послужило сигналом. Сотни людей прорвались к штабелю сквозь густую цепь охраны. Несмотря на огонь эсэсовцев, военнопленные расхватали дрова и, вооружившись поленьями, бросились на конвоиров. Завязался отчаянный бой. Под ударами поленьев эсэсовцы падали с разбитыми черепами. Падали и сраженные красноармейцы, но даже раненые, обливаясь кровью, продолжали отбиваться. Пленные красноармейцы погибли все до одного».
После 1942 г. военнопленных в Освенцим почти не присылали.
Всего в Освенциме погибло 15 тыс. советских военнопленных. Известны имена 12 тыс. из них, так как они были зарегистрированы в лагерной канцелярии, а 3 тыс. поступили и были уничтожены без регистрации.
Источник: Шнеер А. Плен: Советские военнопленные в Германии, 1941–1945. Год издания: 2005