Известный британский социолог Майкл Манн пишет:
«Гораздо больше коллаборантов оказалось на Украине. Кровавые еврейские погромы прокатились там еще в годы Гражданской войны.
24 тысячи евреев были убиты сразу, многие еще до того, как появились немцы.
В некоторых городах, где утвердилась оуновская власть, прошла кровавая вакханалия резни.
На Волыни массовые убийства сопровождались тотальным разграблением имущества; по мнению националистов, это было необходимым условием развития независимой украинской государственности, освобождением экономики от иностранного капитала.
ОУН возвестила: «Каждый украинский город начинает жизнь с чистого листа. Приходи, владей, бери дело в свои руки».
Украинская полиция принимала участие в ликвидации гетто, к 1942 г. было уничтожено около 150 тысяч евреев. В одном из донесений звучит и такой пассаж: «Все лица азиатского происхождения, обнаруженные нами, тоже ликвидированы».
Немцы отдавали приказы и отвечали за логистику, но учитывая, что украинские вспомогательные батальоны численно превосходили части СД и немецкую фельдполицию чуть ли не в 10 раз, им было разрешено взять инициативу на себя и проводить ежедневные карательные операции по собственному почину.
Те, кто выжил, называли этих убийц просто «украинцами», другие «украинскими националистами» или даже «национальными комитетами». Выжившие считали, что национализм ничем не отличается от геноцида, точно так же думали о своих коллегах и эсесовцы».
Источник: Манн М. Темная сторона демократии. Объяснение этнических чисток. — М.: Пятый Рим, 2016.