Начало эмиграции старообрядцев на территорию современной Литвы относится к концу 1670-х годов. Согласно «Дегуцкому летописцу», бывший стрелецкий десятник Трофим Иванов стал одним из первых старообрядцев-эмигрантов, поселившихся в 1679 г. в северо-восточной части Литвы.
Первый достоверно известный старообрядческий храм на ее территории был сооружен в 1710 г. в деревне Пуща около Кряуноса (ныне Рокишкский район).
В первой половине XVIII в. численность поселений старообрядцев в Литве постоянно росла. В это время русские эмигранты жили в восточной, северо-западной, а также западной ее части. До 1760 г. на территории современной Литвы действовало 8 старообрядческих общин.
Староверы в Литве были главным образом выходцами из южной части Псковской провинции.
Немало их переселилось из северной части Псковской, Тверской и Новгородской провинции. Отдельные старообрядцы пришли в Литву из Смоленска, Москвы, Устюга, Серпухова.
Большинство переселявшихся старообрядцев в социальном отношении были помещичьими крестьянами.
Менее значительную группу составляли посадские люди и купцы. Среди них были духовные люди, а также представители боярских родов. В 1760–1790-х годах эмиграция старообрядцев в Литву продолжилась и даже усилилась. В это время на территории Литвы было сооружено еще 9 староверческих храмов. Таким образом, в конце XVIII в. здесь действовало 17 старообрядческих общин.
Основные центры русского староверческого населения в северо-восточной, отчасти Центральной и Южной Литве (в Рокишкском, Зарайском, Аникшчяйском, а также в Йонавском, Тракайском и Кайшядорском районах) сформировались уже в 1770–1790-х годах.
Эмиграции старообрядцев в Литву и формированию на ее территории федосеевского общества способствовали религиозная терпимость к старообрядцам со стороны правительства, местного дворянства и католической церкви.
Источник: Симонян Р.Х. Лекции по истории и этнологии Литвы. — М.: Аспект Пресс, 2013.