Из интервью с Артемом Федоровичем Сергеевым, приемным сыном Сталина (2006 г.):
Артем Сергеев родился в семье Федора Андреевича Сергеева (подпольная кличка — Артем), именем которого в СССР были названы десятки населенных пунктов и улиц.
После гибели легендарного большевика его сына воспитывал в своей семье друг и соратник Федора Сергеева Иосиф Сталин. Артем дружил с сыном Сталина Василием до самой его смерти.
— Как вы попали в семью Сталина?
— Мой отец работал со Сталиным с IV съезда РСДРП. В 1906 году они там познакомились. В 1907-м отец был арестован, Сталин тоже. Отец три года просидел в тюрьме, шесть лет пробыл в эмиграции — в Китае, Японии, Австралии, Новой Зеландии.
Отец со Сталиным снова встретились на VI съезде партии в 1917 году и с тех пор постоянно общались. Они были вместе в Царицыне, куда Надежда Сергеевна Аллилуева приехала уже женой Сталина. До X съезда мой отец был в ЦК партии и очень дружил с Иосифом Виссарионовичем. Мы с сыном Сталина родились почти одновременно в одном роддоме. И отец как-то сказал Сталину: «Всякое может случиться. Присмотри за моими».
24 июля 1921 года мой отец погиб. 27 июля состоялось заседание Политбюро, на котором присутствовали все его пять членов. 18-м пунктом повестки дня было записано: «Об обеспечении семьи товарища Артема».
27 июля 1921 года на заседании Политбюро среди других вопросов рассматривалось выполнение 18-го пункта.
Мать сильно болела. И меня взяли в семью Сталина.
— Где жила семья Сталина?
— В Кремле. За все время у Сталина в Кремле было три квартиры. Сначала очень маленькая на Коммунистической улице, дом 2. От Троицких ворот это двухэтажный домик направо. Жил в нем Сталин с семьей до 1931 года.
Квартира была маленькой, у Яши (сын от первого брака Сталина) комнаты своей не было. Место, где стоял его диван, было завешено простыней.
— А какая комната была у Василия?
— Смотря в какой квартире. В Потешном дворце, куда в 1931 году Сталин переехал с семьей, у него была комната совсем небольшая, сводчатая, с ввинченными в потолок крюками, на которых висели кольца, трапеции. Когда переехали в другой дом — там тоже у Василия была маленькая комната, столик, узенькая кровать, диванчик, на котором спал я.
- Вы были как сводные братья?
— Мы не могли друг без друга. Мы с матерью до 1931 года жили в «Национале» (потом — в доме на Набережной), и Василий из школы не домой шел, а к нам. Это было «двоедомство». У Василия был дом Сталина и дом моей матери. У меня — дом моей матери и дом Сталина.
После смерти жены Надежды Сергеевны в 1933 году Сталин переехал в Сенатский корпус. Последняя квартира стала его рабочим местом. Из комнаты, где стояли диван и кровать, дверь открывалась прямо в зал заседаний. Он жил на службе. Дом был казенным. Семейного очага у него больше не было.
Сталин всегда работал. Если ты можешь схватиться за работу, учил он, ты никогда не скажешь, что устал. Самое поощряемое — труд. Даже когда он летом ехал на Мацесту для лечения, он и там день и ночь работал. У него был сильный ревматизм, болели суставы. Чтобы не тратить время на поездку на воды, Сталин на даче сделал бассейн, и целебную воду для него провели туда. Он лечился, не выходя из дома.
— Какой в жизни была жена Сталина?
— Сталин дома был очень интересным человеком. Он был ласковым. Его жена была гораздо строже. В доме она любила порядок, чтобы соблюдался режим дня. А при Сталине была свобода. Когда он приходил, то уделял нам внимание хотя бы на пять минут, и с ним было интересно.
До сих пор я считаю жену Сталина самой красивой, самой элегантной женщиной. Но она не была фотогеничной. Одевалась просто: белая кофта, темно-синяя юбка, синяя жакетка. Черные туфли лодочкой. Украшений никаких. Парфюмерии никакой. Шкафа большого в ее комнате не было. Комнатка ее была маленькой. Такое впечатление, что у нее было два костюма: «на выход» и то, в чем она ходила дома.
Источник: оригинальная статья