В этот день в 1903 году в Кишиневе произошел еврейский погром, в результате которого погибли 49 и были ранены 800 человек, были разрушены 1,5 тысяч зданий (треть всего жилья). Этот всплеск антисемитизма, вызванный предрассудками и малограмотностью местного населения, стал чудовищным преступлением, но оно не идет ни в какое сравнение с тем, что произошло в Молдове 40 лет спустя. Во время Великой Отечественной войны под контролем румынских нацистов, которые активно проводили политику «геттоизации», оказалось около 25% всех гетто на территории СССР. В итоге это привело к тому, что в Бессарабии было уничтожено 300 тысяч евреев.
Процесс создания и практически полной ликвидации гетто первым был завершен на территории Молдавии. 25 июля — одним из первых на оккупированной территории СССР — было создано гетто Кишинева. Особенностью управления этим гетто было то, что оно находилось в двойном подчинении — румынской и немецкой комендатур. Кроме того, с территории гетто не были выселены местные жители-христиане, получившие специальные пропуска на вход и выход из гетто.
На переселение тысяч людей было отведено два дня.
По разным оценкам, в гетто оказалось от 9 000 до 13 000 человек. В кишиневское гетто были собраны и евреи из окружающих местечек. Его деревянное ограждение по периметру составляло 4 километра.
Румынские оккупационные власти к началу осени 1941 г. провели повсеместную концентрацию городского еврейского населения в местах временного содержания, которые фактически стали транзитными гетто (люди проводили в них лишь несколько недель). Всего на территории Молдовы было создано около 20 гетто. Узников практически не кормили; они подвергались грабежу, издевательствам, избиениям. Типичными были массовые изнасилования женщин и девушек.
Одно из самых зверских и безжалостных убийств было совершено в селе Инешты Теленештского района. Женщин, стариков и детей 6-9-летнего возраста убивали палками, а трупы сбрасывали в ямы, сняв с них предварительно одежду и обувь. И таких примеров можно привести десятки.
Уже 3 июля, спустя двенадцать дней после начала войны против Советского Союза, главный румынский нацист Ион Антонеску заявил:
«Я за насильственную эмиграцию еврейских элементов Бессарабии и Буковины. Мне безразлично, будем ли мы выглядеть в истории как варвары — более удачного момента никогда не существовало в нашей истории. У вас есть мои приказы, я прошу вас быть беспощадными. Я говорю вам: тут нет закона, поэтому действуйте без лишних формальностей, при полной свободе действий, отбросив осторожность. Если нужно — стреляйте из автоматов».
На заседании правительства Румынии 6 октября 1941 г. Ион Антонеску повторил эту мысль:
«В Бессарабии остается еще около 10 000 евреев. Я принял необходимые меры, чтобы в течение нескольких дней все они были выселены и отправлены за Днестр».
Вскоре оккупантами была осуществлена депортация евреев Кишинева. Она проводилась в несколько этапов и имела цель полностью освободить территорию Молдовы от еврейского населения.
Причем условия депортации были таковы, что как в пути, так и после прибытия на место назначения шансы выжить имели немногие. Как отмечалось выше, 75% депортированных в Транснистрию (губернаторство, созданное румынами на территории Винницкой, Одесской, Николаевской областей Украинской ССР со столицей в Одессе — прим. ред.) умерли там от голода и болезней. Еще больше людей были убиты по ходу следования и в транзитных лагерях либо замерзли и умерли от голода. В донесении Главного управления румынской жандармерии сообщалось:
«Из-за двадцатиградусного мороза, недостатка продуктов, а также преклонного возраста многие падают и замерзают в дороге».
Молдавия (наряду с Эстонией) была первой из советских республик, где нацисты «окончательно решили еврейский вопрос».
Даже один из главных организаторов Холокоста, Геббельс, 23 июня 1941 г. записал в своём дневнике: «В Молдавии евреи стреляют в немецких солдат. Но Антонеску проводит чистку. Он вообще ведет себя на этой войне превосходно». В августе Геббельс фиксирует: «Фюрер сказал: Что касается еврейского вопроса, то такой человек, как Антонеску, поступает гораздо решительнее, чем это делали мы до сих пор».
Именно за эти бесспорные «заслуги» в сентябре 1941 г. А. Гитлер лично вручил И. Антонеску, ставшему 22 августа Маршалом Румынии, «Железный Крест». Это было «знаком высокой оценки того, кто за все 150 лет существования этой завидной награды стал ее первым иностранным владельцем».
Уверовав в быструю победу Германии в войне, будучи ярым шовинистом и оголтелым антисемитом, считающим насилие главным средством в достижении политических целей, главный румынский нацист Ион Антонеску «с легкой душой» присоединился к гитлеровским планам «окончательного решения еврейского вопроса».
Всего за годы войны около 215 000–235 000 евреев Молдавии стали жертвами румынско-немецкого Холокоста, но современное руководство Молдовы пытается стереть эти страшные страницы прошлого своей страны.
Источник: Альтман И. А. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР / Под ред. проф. А. Г. Асмолова. — М.: Фонд «Холокост», 2002; Альтман И. А. Жертвы ненависти. Холокост в СССР, 1941–1945 гг. — М.: Фонд «Ковчег», 2002; Назария С. Продолжают отрицать Холокост // Еврейское местечко. № 26 (95), 8 июля 2005.