Рукопашные схватки издавна были сильной стороной наших солдат. Что такое штыковая атака русских, на себе узнали еще англичане во времена Крымской войны 1854–1856 годов. Русские солдаты регулярно тренировали специфический удар — сверху в живот игольчатым штыком ружья с последующим опусканием приклада. Шансы на выживание после этого были близки к нулю.
Особое внимание к «бою без выстрелов» было характерно и для подготовки солдат Красной Армии. Советские бойцы во время службы проходили серьезную физическую подготовку, упор делался на выносливость, а также технику владения штыком, холодным оружием и саперной лопаткой.
Из воспоминаний ветерана Георгия Савенкова:
«Конечно, в ближнем бою автомат — удобная штука. Но это только в кино у каждого немца по автомату. На самом деле большинство из них были вооружены винтовками, которые для перезарядки тоже надо передергивать, а значит терять драгоценные секунды, которых в ближнем бою попросту нет. Приходилось сходится в рукопашную.
…Я первый раз убивал немца и ударил его с такой силой, что штык пробил его насквозь, даже мушка ствола погрузилась в тело. А рядом уже другой немец оказался и заехал прикладом по челюсти с такой силой, что сразу же выбил мне ее. У меня искры из глаз посыпались, и рот не закрывается, да еще безоружный стою. Мой карабин в убитом немце застрял, и выдернуть его у меня не хватает сил.
Этот немец, наверное, добил бы меня, но в это время Гордеич подскочил, сержант наш. Опытный был вояка, у него всегда с собой отточенная саперная лопатка была. Он нам рассказывал, что без нее никогда в атаку не ходит. Гордеич всегда нам говорил, что лопатка — это вторая по значимости вещь для солдата в бою после винтовки. Залег где-то во время обстрела — и в землицу зарыться можно, а значит, и жизнь сохранить больше шансов появляется, а если в рукопашной сошлись, то и здесь лопатка — незаменимая вещь. Ею в окопе гораздо сподручнее работать, чем винтовкой. Вот он немца этой лопаткой и срубил, а то, наверное, мой первый бой стал бы для меня последним».
Немецкие солдаты и офицеры знали об особой подготовке советских бойцов и старались не допустить рукопашных сражений. Даже элита немецких войск — горные егеря, физически развитые молодые люди высокого роста, которые проходили специальную подготовку, проигрывали натренированным красноармейцам. Пример тому — сражение на мысе Крестовый в октябре 1944 г. между горными егерями и советским особым разведотрядом Северного флота. Рукопашная схватка проходила прямо на горной сопке.
В ходе этого сражения особо стоит выделить одного из лучших советских мастеров рукопашного боя морского пехотинца Семена Агафонова. Одним из первых прорвал ряды немцев и лично захватил целую артиллеристскую батарею и два пулемета. Позже, под непрекращающимся шквальным огнем противника, вызвался вместе с небольшой группой прикрыть отступающие силы солдат.
Когда спустя сутки переправа последних завершилась, обреченные на смерть или пленение красноармейцы во главе с Агафоновым смогли прорваться к лодкам. В ходе завязавшегося штыкового и рукопашного боя с многократно превосходящем противником десант смог уничтожить более сотни немцев, а сам Агафонов пополнил свой личный счет на 20 «голов» противника.
Источник: Российская газета; Добровольский А. Штыком, ножом и саперной лопаткой