Представляем вам воспоминания советских военных, столкнувшихся лицом к лицу с «лесными братьями» в советской Прибалтике:
Мери Арнольд Константинович, Герой Советского Союза, Эстонская ССР
«Они не вели борьбы с так называемыми «оккупационными» войсками. Были случаи, когда забрасывали очередную группу из-за границы, они натыкались на пограничников, и происходил бой между пограничниками и "лесными братьями". Вот это единственный случай, когда они воевали против Советских Вооружённых Сил. Они воевали против советского актива.
В период с 1945 по 1949 год, когда я был первым секретарём ЦК комсомола Эстонии, я встречал свыше пятнадцати случаев, когда эти лесные братья убивали пионеров при сборе ягод в лесах только за то, что у них были красные галстуки.
Так какие же это освободители? Это ж придумать только!!! Пользуются тем, что информация тенденциозная, так и спекулируют...».
Герасимов Павел Никандрович, пулеметчик, Эстонская ССР
«Да, мне непосредственно приходилось бороться с лесными бандитами, которых сегодня в Эстонии объявили "борцами за свободу". Да какие они борцы? Они грабили и уничтожали людей... Расскажу вам несколько памятных эпизодов. Недалеко от совхоза Михкли один из бандитов убил и ограбил почтальона, который вез на лошади зарплату и еще определенное количество денег на выплату кому-то. Мы сразу выехали на место и зафиксировали данные: положение убитого, телеги и лошади, выяснили, как убивали его и в какое время. Мы трое суток возились с этим делом! Следом за этим пришла экспертиза. И надо же — случилось такое вдруг совпадение: к нам пришел хуторянин и сказал: "Вот такой-то человек украл у меня из под носу велосипед!" А хутор этот находился совсем недалеко от места убийства почтальона. "Какого числа это было?" — решил уточнить я. Тот назвал. И так получилось, что по числам все начало сходиться. Так это и произошло.
Этот бандит убил сначала почтальона, а потом зашел на хутор и ограбил этого крестьянина. Я узнал его фамилию и место проживания. И когда мы пришли на место, выяснилось, что там имелось целое хозяйство из награбленного, а рядом были окопы для стрельбы».
Каплан Ян Павлович, пулеметчик, Литовская ССР
«В 1945 г. после Победы в районе Вильнюса в основном действовали польские отряды Армии Крайовы. Но и литовских «лешке бролес» («лесных братьев») там тоже хватало. За два месяца, что я успел послужить в военкомате, мне пришлось шесть раз попасть в партизанские засады! Представляете, что там творилось... Про одиночные обстрелы я даже не говорю.
В городе нас разместили по частным квартирам. Вечером по домам развозили на «полуторке», а утром, к месту службы мы шли пешком. Путь пролегал к площади Гедиминаса, через полуразрушенные кварталы.
Из руин в нас стреляли почти каждый день. Дойти до работы было все равно, что на передовой из штаба батальона до первой траншеи добраться...
Город был набит погранчастями, так называемыми «снайперскими» группами НКВД, истребительными и милицейскими батальонами, но, как мне потом рассказывали, ушло почти полгода времени, пока в Вильнюсе стало можно ходить днем, не сжимая пистолет в руке и не оглядываясь по сторонам каждую секунду. А ночью продолжалась настоящая война...».
Источник: Я помню