За десятилетие присутствия советских войск в Афганистане в рукопашных схватках воины-интернационалисты участвовали крайне редко. При стычках с душманами до этого, как правило, дело не доходило, а если доходило, то это считалось признаком непрофессионализма командира. Однако в воспоминаниях участников конфликта всё же есть упоминания о случаях, когда русские солдаты сходились с моджахедами-исламистами врукопашную
Из воспоминаний старшего лейтенанта А. Коблова:
«Случилось это вскоре после моего прибытия в Афганистан. Поднятая по тревоге, наша рота пробиралась по горам к месту, где по сообщению афганских товарищей находилась база крупного отряда душманов, терроризировавших население близлежащих кишлаков. Стояла неимоверная жара, а на мне килограммов тридцать разной поклажи. Куртка покрылась солью, мучила жажда, хотелось присесть хоть на пять минут, чтобы немного отдышаться…
Передовой отряд шел ускоренным маршем. Мы понимали, что каждая минута обходится афганским товарищам очень дорого. Ведь отряд душманов превосходил их и по численности, и по оружию.
Предвидя, что к афганскому подразделению может подойти подмога, душманы подготовили засаду и на нашем пути. Организовали ее со знанием дела, с учетом местности и появившихся новых возможностей. Дело в том, что к душманам подошло сильное подкрепление, позволившее вести бой на двух направлениях, не опасаясь ударов с тыла или флангов.
Засада, как известно, рассчитана на внезапность. Она строится так, чтобы противник попал как бы в мешок. Все это учли и душманы. Они оборудовали огневые точки на возвышенностях справа и слева, спрятали пулеметы за камнями. Но расчеты врага все же не осуществились.
Правда, рота попала в тяжелое положение, но сумела нанести ответный удар. Как только душманы открыли огонь из всех видов оружия, воины бросились на сближение и смяли первые огневые точки. Завязался рукопашный бой. На рядового Петра Коровина из-за скалы выскочил бородатый душман с ручным пулеметом. Он намеревался зайти нашим воинам во фланг и оттуда, с удобной позиции, бить наверняка. Но Коровин успел опередить. Тут же из-за камня вывернулся второй. И опять более проворным и сообразительным оказался рядовой Коровин.
Солдат осмотрелся, рядом никого не было. Собрал оружие душманов и перебежками направился к отбивавшему вражескую атаку взводу. А здесь были свои заботы. Сражен снайпером пулеметчик. Бандиты тут же поднялись и пошли в атаку. Но пулемет молчал недолго. За него лег сержант Анатолий Шерохимов. Артиллерийский разведчик оказался и умелым пулеметчиком. Меткие очереди прижали душманов к земле. Воспользовавшись этим, командир роты решил отвести взводы и занять более выгодную позицию. Прикрывать этот маневр командир поручил сержанту Анатолию Шерохимову.
Заняв место пулеметчика, Шерохимов помог роте отойти на выгодный рубеж и там закрепиться.
Ночь провели на занятых ранее высотах, а утром начали прочесывание долины. Знали, что наверняка душманы прячутся в садах, рощах, на рисовых полях. Поэтому двинулись, соблюдая предельную осторожность.
Вечером враг был обнаружен. Душманы встретили нас сильным минометным, ракетным и ружейным огнем. Командир роты приказал мне вызвать артиллерийский огонь. И вот тут-то во всем блеске показал свое мастерство старший лейтенант Андрей Ковалев. Огонь воины открыли моментально, снаряды ложились точно в цель. Мои корректировки принимались без промедления. Бандиты были разгромлены».
Источник: Во имя высокой цели. — Л.: Лениздат, 1988