Начало наступления советских войск в Польше намечалось на 20 января 1945 г. Но 6 января в связи с крупной неудачей англо-американских сил в Арденнах премьер-министр Великобритании У. Черчилль обратился к И.В. Сталину с просьбой оказать помощь и срочно провести наступление «на фронте Вислы или где-нибудь в другом месте». Для поддержки союзников Ставке Верховного Главнокомандования пришлось ограничить время подготовки к Висло-Одерской операции, начало которой было перенесено на 12 января. Важной частью этой операции стала проводившаяся силами 1-го Белорусского фронта Варшавско-Познанская операция, в ходе которой планировалось расчленить и уничтожить по частям группировку противника. Одной из задач операции являлось освобождение столицы Польши. Первыми в город должны были войти войска 1-й армии Войска Польского.
14 января с целью окружения варшавской группировки противника начала наступать 61-я армия генерал-полковника П.А. Белова. Она наносила удар южнее города.
Темп наступления Красной Армии был чрезвычайно высоким. Казалось, что части соревнуются друг с другом в скорости передвижения. Частично столь быстрое наступление объяснялось простотой и надежностью конструкции танка Т-34, а также его широкими гусеницами, позволявшими двигаться как по грязи, так и по глубокому снегу и льду.
Многое теперь зависело от опыта механиков-водителей, поскольку их машины оторвались от своих баз снабжения и ремонтных мастерских. «Ах, что за жизнь была до войны! — говорил один из танкистов писателю Гроссману. — Было так много запасных частей». Как только небо расчистилось, головные колонны танков стали получать воздушную поддержку. Им на помощь, как и обещал Жуков, вылетели советские штурмовики, которых немцы называли «Jabos» (сокращение от «Jagdbomber» — истребитель-бомбардировщик).
Полковник Гусаковский, форсировавший Пилицу, впоследствии говорил, что «советские танки двигались вперед быстрее, чем поезда на Берлин».
В 8 часов утра 17 января 4-й пехотный полк 2-й дивизии 1-й армии Войска Польского Яна Роткевича первым ворвался на улицы Варшавы. Вслед за 1-й армией Войска Польского в Варшаву вошли части 47-й и 61-й армий советских войск. «Фашистские варвары уничтожили столицу Польши — Варшаву», — докладывал военный совет фронта Верховному Главнокомандующему.
Солдаты Красной Армии, а особенно их польские союзники, вряд ли собирались проявлять снисхождение к немцам после того, что они увидели в Варшаве. Капитан Клочков из 3-й ударной армии вспоминал: 17 января они вошли в польскую столицу и увидели на улицах только пепел и руины, покрытые снегом. Жители города были истощены и одеты почти в лохмотья.
Из миллиона трехсот десяти тысяч человек довоенного населения теперь в Варшаве осталось только сто шестьдесят две тысячи.
После неимоверно жестокого подавления варшавского восстания в октябре 1944 года немцы систематически уничтожали все исторические здания города, хотя не одно из них не было использовано восставшими для своей обороны. Василий Гроссман прошел через руины столицы к варшавскому гетто. Все, что от него осталось, представляло собой стену примерно трех с половиной метров высотой, с остатками колючей проволоки наверху. Виднелось также административное здание, так называемый «юденрат». Все остальное — только море битого кирпича. Гроссман думал о том, сколько же людей погребено под ним. Было невозможно себе представить, чтобы кто-то остался в живых. Однако сопровождавший его поляк неожиданно обратил внимание писателя на четырех евреев. Те вылезли из землянки, накрытой балкой от разрушенного здания.
Сегодня польское правительство называет освобождение Польши советскими войсками «новой оккупацией», пытается поставить на одну доску действия фашистской Германии и Советского Союза. Но из истории нельзя выбросить имена почти 580 тыс. советских солдат и офицеров Красной армии, которые в 1944–45 гг. отдали свои жизни за право поляков иметь свое государство.
Источник: Бивор Э. Падение Берлина. 1945. — М.: АСТ; Транзиткнига, 2004; Назарян Е. Освобождение Варшавы // Министерства обороны России.