Из наградного листа на торпедного электрика лидера эскадренных миноносцев «Минск» Евгения Александровича Никонова — краткое изложение личного боевого подвига:
«В августе 1941 года, в период ожесточенных боев с немецкими захватчиками за столицу советской Эстонии город Таллин, матрос Никонов добровольцем ушел на сухопутный фронт. Действуя в составе сводного отряда моряков Краснознаменного Балтийского флота, проявил себя умелым и храбрым разведчиком. 19 августа 1941 года, когда бои разгорелись на ближних подступах к городу, Никонов, несмотря на ранение, отказался уйти в госпиталь и возглавил группу разведчиков, которой было поручено разведать силы и намерения противника в районе хутора Харку волости Кейла. Из показаний очевидцев (бойцов сводного отряда — краснофлотцев Корнеева и Сумочкина политрука этого же отряда Шевченко) и допроса захваченных впоследствии пленных установлено, что, выполнив задание, собрав нужные сведения, глубокой ночью Никонов возвращался в отряд, но был обнаружен немцами и тяжело ранен. Истекающего кровью, в бессознательном состоянии его захватили фашисты. Они привели Никонова в чувство и стали выпытывать сведения о численности и расположении советских войск. Никонов молчал. Его зверски били, кололи штыками, но он молчал. Обозленные стойкостью советского моряка, фашисты привязали Никонова к дереву и разожгли под ним костер. Но и эта чудовищная пытка не сломила мужества патриота. Он не сказал врагу ни слова. Позднее бойцы бросились в атаку и выбили немцев из хутора. На окраине хутора под догоравшим деревом они обнаружили обугленный труп Никонова, изрезанный штыками, с выколотыми глазами».
В советское время однозначно утверждалось, что Никонов попал в плен к немцам. Но, по современным исследованиям, отряду моряков на этом участке противостояли не немцы, а батальон эстонских националистов «Эрна-I».
Отряд под командованием оберштурмбанфюрера СС Ганса Хирвелаана принимал участие в операции абвера «Плутон» по захвату ценностей Госбанка в Таллине. В батальоне были эстонские солдаты, одетые в форму бойцов Красной армии, и солдаты СС. Пленный матрос представлял большую удачу для диверсионного отряда, так как от него националисты рассчитывали узнать расположение и численность советских войск.
В 1956 году Горьковский обком комсомола обратился с ходатайством о присвоении Евгению Никонову звания Героя Советского Союза посмертно. Звание было присвоено указом Президиума Верховного Совета СССР 3 сентября 1957 года.
Первоначально Евгений Никонов был похоронен на месте гибели, хуторе Харку в Эстонской ССР. В 1950-х годах останки Никонова были торжественно перезахоронены в таллинском парке Кадриорг, в 1960 году на могиле был установлен памятник, а на месте гибели была установлена мемориальная плита.
С распадом СССР и подъемом националистических настроений в Эстонии памятник был разрушен, могила поругана. Это был один из первых случаев осквернения могил советских солдат, поэтому о нем стало широко известно. Инициативу тольяттинских ветеранов Великой Отечественной войны о перезахоронении праха героя на родине поддержало командование Балтийского флота.
5 мая 1992 года военно-транспортным самолетом прах Евгения Александровича Никонова был доставлен в Нижний Новгород.
Источник: Молодая Гвардия; 100 лет Евгению Никонову