Эйке Миддельдорф много лет служил на командных должностях и в качестве офицера генерального штаба на Восточном фронте, а также работал референтом по обобщению тактического опыта в генеральном штабе сухопутных войск Германии. В своих воспоминаниях он анализирует особенности ведения боевых действий советской армии в лесу:
«Для ведения боя в большом и густом лесу русские обычно использовали отдельно действующие усиленные батальоны или роты. Чаще всего бой велся на узком фронте, причем в первом эшелоне действовало не больше роты. Благодаря этому исключалось перемешивание боевых порядков и создавалась необходимая глубина эшелонирования их. В частности, при бое в лесу боевой порядок строился в три, четыре, пять и более эшелонов. Отдельные эшелоны атаковывали внезапно, как правило, на нормальном фронте. Атакующие подразделения, не обращая внимания на препятствия, с криками «ура» продвигались вперед, ведя огонь из всех видов ручного оружия. Если первый эшелон понес большие потери, его сменял второй и последующий эшелоны, стремясь завязать ближний бой. В таком бою русский солдат чувствовал свое превосходство. Обучение ближнему бою, в частности штыковому, было наиболее характерной чертой боевой подготовки русских.
Если русским удавалось вклиниться, они немедленно закреплялись, приспосабливали захваченные позиции к обороне и очень быстро окапывались. Подтянутые свежие силы немедленно вводились в бой и развивали наступление в глубину.
При наступлении в лесу широко использовалось тяжелое оружие пехоты, особенно минометы.
Русские начинали наступление в лесу после тщательной подготовки и наносили удар, как правило, по стыкам частей и подразделений на участке, который обороняющиеся считали недоступным, или по слабым местам обороны. Для ведения разведки русские высылали подразделения пехоты силой до роты, которые, ведя бой, нащупывали слабые места в немецкой обороне. Исходное положение для наступления занималось в непосредственной близости от переднего края обороняющегося с таким расчетом, чтобы избежать поражения от огня артиллерии. Русские часто использовали способ «просачивания», который был особенно неприятным для обороняющегося.
Атака чаще всего начиналась на рассвете, в сумерках или ночью с таким расчетом, чтобы до наступления светлого времени вклиниться в оборону, а бой в глубине леса уже вести днем. Артиллерийская поддержка наступления в крупных лесных массивах в основном осуществлялась орудиями малых калибров.
Использование артиллерии средних и крупных калибров было затруднено вследствие плохого состояния дорог. Однако русским часто удавалось в короткие сроки силами войск и местного населения значительно улучшить и расширить дорожную сеть».
Источник: Миддельдорф Э. Русская кампания: тактика и вооружение. — СПб.: Полигон; М.: ACT, 2000