×
Контекст

День памяти легионеров СС: если вы — соратник палача, то место вам в тюрьме, а не на доске почета

Источник изображения: РИА

16 марта в центре Риги неподалеку от памятника Свободы, уже не браво маршируя, пройдут так называемые легионеры, которые, как и 74 года назад, оказались игрушками в чужих руках. Тогда в руках нацистских военачальников, сейчас — латвийских политиков и технократов националистического толка. Их используют: тогда для того, чтоб убивать чужими руками, неся горе и разрушение, теперь — чтоб удерживать власть, построенную на националистической трактовке истории. И это в мультикультурной Латвии, где любая националистическая интерпретация прошлого моментально приводит к раздору в обществе. Горе политикам, ничему не учит их история.

Давайте сразу же расставим точки над i: участие во Второй мировой войне на стороне нацистской Германии — это преступление. Каким бы благим делом это ни обосновывалось. Скидки здесь делать нельзя, даже если это борьба против «ненавистного» Советского Союза за свою независимость. Если вы соратник палача, превратившего мир в кровавое поле битвы, то место вам в тюрьме, а не на доске почета. В свою очередь, оправдание преступления — это еще одно преступление.

Да, действительно, часть латышей принудительно заставляли идти в легионы SS, да, другая часть реально грезила мечтами, наивно полагая, что таким образом сможет отстоять независимость своей маленькой страны. Но они ошибались; история всё расставила по местам. 

Борьба латышей под знаком свастики — это не повод для того, чтоб гордиться ими, переписывая страницы истории, помещая их в пантеон национальных героев.

Тем паче, что часть легионеров реально творила такие зверства, каких мир не видывал. Или «благая» цель оправдывает любые средства, будь то участие в Холокосте или в расстрелах мирных граждан, испытывавших симпатии к советскому строю и имевших другие взгляды на мир?

Храбрый латышский комментатор возразит автору: «Да у вас у самих рыльце в пушку». Позвольте, мы советских коллаборационистов на государственном уровне не восхваляем. В каком еще другом уголке Европы чествуют воевавших на стороне нацистской Германии солдат? В Польше — нет, в Чехии — нет, в Болгарии — нет, в Италии — нет, в Нидерландах — нет, в Албании — нет, в Дании — нет, в Эстонии и Латвии — да! Отличились, есть чем «гордиться».

Не тем, что освободили Ригу и другие латвийские города, а тем, что плясали под дудку идеологов «высшей расы». Глорификация нацизма, т. е. его оправдание, — это конъюнктурная позиция тех, кто ослеплен сиюминутностью.

Но хватит лирики — теперь небольшой экскурс в историю, наглядно иллюстрирующий, как бравые латышские военные честь Родины защищали.

  • В период с 1942‑го по 1944 год на территории Новгородчины действовали несколько крупных латышских полицейских формирований. Немцы зачастую поручали им наиболее грязную и кровавую «работу». Одно из мест массового уничтожения мирного населения и пленных красноармейцев на северо-западе России находилось в деревне Жестяная Горка Батецкого района. Отряд, дислоцировавшийся здесь, был укомплектован в основном жителями Латвии.
  • По свидетельству историка Александра Дюкова, «эпизодическое участие в блокаде Ленинграда латышские «добровольцы» принимали уже с начала 1942 г., а с лета 1943 г. в блокаде Ленинграда участие принимала латышская добровольческая бригада СС — та самая, которая впоследствии была развернута в 19‑ю латышскую дивизию Ваффен СС. Что-то далековато от Латвии зашли, ну или автор чего-то не знает, а Ленинград — это древний латышский город.
  • Латвийские полицейские батальоны непосредственно участвовали в проведении операции «Зимнее волшебство», направленной против советских партизан, создавших плацдарм сопротивления на белорусской территории. Итоги операции: «более 200 убитых партизан, от 4 до 5 тысяч уничтоженных мирных граждан, более 7 тысяч угнанных (несколько тысяч из которых впоследствии погибли), 156 сожженных деревень и один райцентр, огромное количество угнанного скота, отравленные колодцы».
  • Еще одно свидетельство о том, как Латвию латышские солдаты от советских пут освобождали. В 1956 году эмигрантский военно-исторический журнал «Часовой» опубликовал статью бывшего офицера по особым поручениям штаба Русской армии освобождения поручика В. Балтиньша (латыша по национальности) под названием «Не смею молчать». Рассказ этот о действиях латышей в Белоруссии (Витебская область): «В 1944 году я приехал в деревню Морочково. Вся она была сожжена. В погребах хат расположились латышские эсэсовцы. Я спросил у одного из них, почему вокруг деревни лежат непогребенные трупы женщин, стариков и детей, а также убитые лошади. Сильный трупный запах носился в воздухе. Ответ был таков: “Мы убили их, чтобы уничтожить как можно больше русских”. После этого он подвел меня к сгоревшей хате. Там лежало также несколько обгорелых тел, полузасыпанных соломой и пеплом. А этих, сказал он, мы сожгли живьем…».

Комментарии здесь излишни. На эти факты многие латышские политики и интеллигенция закрывают глаза, предавая их забвению, или отвешивают вот такие вот доводы, как доктор исторических наук Инесис Фелдманис и доктор исторических наук Карлис Кангерис: 

«Хотя в самом конце войны в легион и хлынули представители структур, подчиненных Службе безопасности СС и нацистской партии, т. е. те, кто действительно были причастны к совершению военных преступлений, это не превращает весь легион в преступную организацию (об общем нельзя судить по действиям отдельных индивидов)».

В итоге получается этакая избирательная живописнейшая картинка латвийского прошлого, где латышский Давид не на жизнь, а на смерть борется с советским Голиафом.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров