Под Москвой во время контрнаступления советской армии вермахт потерял наиболее боеспособные части.
Вот что об этом пишет известный российский историк М.Ю. Мягков:
Потери в личном составе, количество и качество пополнения стоят в ряду основных показателей силы и потенциальных возможностей любой армии. Отметим, что под Москвой потери вермахта в личном составе впервые достигли таких больших масштабов. Более того, германская армия лишилась не просто солдат, а опытных профессионалов — военнослужащих, спаянных двухлетними боями на полях Западной Европы и России. Замена им была неадекватной ни по численности, ни по морально-боевым качествам. Их выучка также оставляла желать лучшего. Если ранее армейский опыт новобранцы приобретали в длительных тренировках и учениях, а затем закалялись в успешных схватках с более слабым противником (как это было в 1939–1941 гг.), то теперь за воинскую науку немецким частям приходилось платить слишком дорогой ценой в жестоком противоборстве с советскими войсками.
Чем дальше шла война, тем больше в германской армии становилось плохо обученных солдат, которые умели умирать, но не побеждать.
Что реально представляло из себя немецкое пополнение, говорят донесения полевых командиров группы армии «Центр» в вышестоящие штабы.
Командир 19-й танковой дивизии 29 марта 1942 г. сообщал в штаб 20-го моторизованного корпуса: «…из 685 чел. рядового состава, прибывших в расположение дивизии, не проходили никакой подготовки — 16 чел.; строевой подготовки — 76 чел.; не учились боевой стрельбе — 105 чел.; не бросали ручных гранат — 94 чел.; жаловались на заболевания сердца, легких, астму — 41 чел., плоскостопие — 135 чел., внутренние заболевания — 42 чел...». Командование дивизии делало заключение: «...Боевая способность пополнения низкая... большая часть его совершенно не умеет обращаться с пулеметом... В поведении не хватает бодрости...».
У командования 10-й моторизованной дивизии создалось даже впечатление, что на фронт отправляются лишь те солдаты, на подготовку и здоровье которых махнули рукой и решили просто избавиться от них как от ненужного материала.
Трофейные документы подтверждают, что наиболее крупная группировка немецких армий на Восточном фронте — ГА «Центр» — весной 1942 г. не имела уже в своем составе дивизий, способных участвовать в наступательных операциях большого масштаба.
Выводы германских полевых командиров о боеспособности подчиненных им войск заставляли командование группы крепко задуматься — возможно ли было вообще какое-либо продвижение на восток в 1942 г.
Источник: Мягков М.Ю. Вермахт у ворот Москвы, 1941–1942. — М.: РАН, 1999