Литовский историк Э. Гудавичюс пишет:
В 1250-х гг. тевтонские рыцари добились обращения Миндовга Литовского в христианство. Построив замок в Мемеле (Клайпеда) и завоевав Самбию в Пруссии, они фактически окружили жемайтов, единственное племя в регионе, оставшееся языческим. В 1257 г. жемайты запросили двухлетнего перемирия, за время которого они могли бы принять западных купцов и миссионеров и рассмотреть возможность перехода в христианство
В 1259 г. жемайты сделали свой выбор, решив остаться язычниками. Среди причин этого решения выделялось социальное давление воинов и языческих жрецов.
Война с жемайтами угрожала перерезать налаженные орденом коммуникации между Мемелем и Курляндией, практически изолировав Ливонию на те зимние месяцы, когда паковые льды сковывали море. В 1260 г., когда соединённые полевые армии крестоносцев Пруссии и Ливонии продвинулись вглубь территории язычников, те собрались, чтобы дать отпор.
Летом 1260 г. соединенное войско Ливонского и Тевтонского орденов при поддержке датских подразделений из Северной Эстонии во главе с магистром Ливонского ордена Бургхардом Горнгузеном, маршалом Пруссии Генрихом Ботелем и шведским принцем Карлом вступило в Каршуву. Соединенное крестоносное войско было вынуждено спешно следовать в Куронию, где близ озера Дурбе их встретили жямайты (4000 воинов).
Одно из величайших сражений XIII в. — битва при Дурбе — произошло 13 июля 1260 г. Военные силы Тевтонского ордена не освоили в должной мере стройную систему взаимодействия рыцарей и боевых помощников (слуг), набранных из лояльного местного населения.
Армия крестоносцев представляла собой пестрое воинство, состоявшее из рыцарей, ратников и набранных по призыву балтов. Курземские призывники требовали, чтобы, в случае победы, им были возвращены их близкие, попавшие в плен к жямайтам. Латгалы и ливы считали пленников военной добычей, подлежащей обыкновенному дележу. Отсутствие единого командира не позволило утихомирить спорящих, в войсках началось брожение. По ходу боя курши оставили вверенный им участок, многие повернули оружие против немцев. Заколебались эстонцы. В таких условиях немцев охватила паника, и в скором времени битва превратилась в резню. Жемайты легко настигали бегущих. Пало 150 тевтонских рыцарей, среди них Бургхард Горнгузен и Генрих Ботель.
Дурбе стало величайшим военным поражением Тевтонского ордена в XIII–XIV в. Эта битва продемонстрировала силу конфедерации Жемайтских земель и в корне переменила политическое положение в Балтийском регионе.
Весть о разгроме Тевтонского ордена при Дурбе тотчас облетела страны Балтийского бассейна и другие регионы. Немецкие гарнизоны немедленно покинули замки св. Георгия и Дуобяле. Восстали и изгнали немцев курши. Они сразу обратились за помощью к жямайтам, согласились признать их власть, приняли в замке Дзинтаре значительный жямайтский гарнизон. 20 сентября 1260 г. восстали все прусские племена, за исключением колонизованной немцами и поляками Помезании. Это было Великое восстание пруссов, сковавшее действия Тевтонского ордена на полтора десятилетия.
Источник: Гудавичюс Э. История Литвы с древнейших времен до 1569 года. Т. 1. — М.: BALTRUS, 2005.