В ноябре 1985 года на территории парка Победы (Узварас) в Задвинье (Пардаугава) был воздвигнут Памятник воинам Советской Армии — освободителям Советской Латвии и Риги от немецко-фашистских захватчиков (так звучит его официальное название). В центре выложенной гранитными плитами площади возвышается 79-метровый обелиск, в разрезе представляющий звезду, пять лучей которой символизируют пять лет борьбы. Памятник облицован серым сааремским доломитом. Подножие памятника, устланное серым и розовым гранитом, образует правильный треугольник и состоит из трех разновысоких платформ. На первой, более высокой, расположены трибуны, боковые платформы служат пьедесталами для скульптур «Родина-мать» и «Воины-освободители». Скульптуры отлиты из бронзы; первая высотой в десять метров, вторая — семь с половиной метров.
Мемориальный ансамбль создал авторский коллектив, в состав которого вошли: архитекторы Э. Балиньш, Э. Вецумниекс, В. Зилгалвис; скульпторы Л. Буковский и А. Гулбис (при участии Л. Кристовского); художник А. Бугаев, инженеры-конструкторы Г. Бейтиньш и Х. Лацис. Эта творческая группа сложилась после проведения конкурса, объявленного в 1978 году. Итоги первого этапа подводили в здании Биржи, где были выставлены эскизные работы более двадцати коллективов, в том числе из России и Белоруссии. Комиссия первое место решила не присуждать. Отметив в целом удачное архитектурное решение, предложенное первой группой авторов, ограничилась оценкой: одно второе и три третьих места. После объявления второго тура было принято решение объединить две группы в одну, так и образовался этот творческий союз. Но до конечного варианта памятника было еще далеко. В поиске нужных пропорций вертикальной доминанты ансамбля художник Бугаев создал сотни макетов. Последний выставили для обозрения в церкви святого Петра, где в то время находился музей архитектуры. Принимал работу сам маршал Советского Союза, почетный гражданин Риги Иван Христофорович Баграмян. Макет стелы он одобрил.
Не менее интересным, чем поиск идеи, было и ее воплощение. Работы, наряду с местными строителями, вели бригады московского «Метростроя» и специалисты из Киева. Сметная стоимость объекта превышала 2,5 миллиона рублей. Часть этой суммы составили добровольные пожертвования. Был открыт специальный счет, а деньги на него можно было перевести как из сберкассы, так и с почты. Для оперативного решения вопросов, возникающих на ответственной стройке, в Рижском горкоме партии был создан штаб, который возглавил один из секретарей горкома А. Горбунов.
Оптимальную высоту памятника, по идее руководителя группы Э. Балиньша, установили таким образом: четырех фотографов разместили по точкам: на Агенскалнском рынке, на Октябрьском (Каменном) мосту, на станции Торнякалнс и возле гостиницы «Турист». Подняли вертолет, который на разных высотах отстреливал разноцветные ракеты. Их сфотографировали и наложили снимки друг на друга. Таким образом определили оптимальную высоту памятника — 79 метров. Это позволило создателям стелы избежать дорогостоящего макетирования в натуральном виде.
Строила мемориал вся страна. Скульптуры отливали в Ленинграде, гранит везли с Украины, доломит, которым облицовывали стелу, с эстонского острова Саарема. Перед началом строительства провели исследование грунта. Выяснили, на какой глубине находятся плавуны. Русло реки Ридзене изменили, сделали дренаж, и уже потом закрепили стелу в землю. Она прошла 26 метров, пока не уперлась в гранит. На это грандиозное сооружение потратили более тысячи тонн металла и бетона.
В 1985 году памятник воинам-освободителям Риги был торжественно открыт. Смотрелся он величаво на фоне зеленой травы, грубого булыжника и спокойной глади воды. Позже это ландшафтное оформление использовали во многих мемориалах, в том числе и на Поклонной горе. Уже после открытия монумента в Ригу приехала авторитетная комиссия, в составе которой были артист М. Ульянов, скульптор М. Аникушин и архитектор А. Бродский. Было решено выдвинуть авторов мемориала на присуждение Государственной премии СССР в области архитектуры. Трое из них не дожили до момента открытия. Ушли из жизни скульптор Буковский, главный конструктор Бейтиньш и руководитель группы Балиньш.
Источник: Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710–2010). – Рига: Институт европейских исследований, 2010.