Вопрос о выделении Донбасса в особую административную единицу ставился не раз. В начале 1917 года был даже создан правительственный орган — Временный Донецкий комитет, чьей задачей было планирование экономического развития Донбасса, как единого комплекса.
Но этому не суждено было осуществиться, — к тому времени развал Российской империи был уже необратим. Временное правительство с обязанностями явно не справлялось и в результате ослабления власти Центра быстро нашлись желающие воспользоваться ситуацией на местах.
В Киеве некая группа товарищей назвавшись Центральной Радой назначила себя украинским правительством. Временному правительству было не до выяснения подробностей — в Петрограде Центральную Раду признали и даже согласились с созданием то ли автономной, то ли самостоятельной Украины.
Единственный вопрос, по которому долго не могли договориться — о границах нового политического образования. Аппетиты новоявленной Рады скромностью не страдали — в столице бывшей империи в июне 1917 го киевские делегаты пытались добиться признания своей юрисдикции над огромными территориями всего Юга России.
Так что даже питерские демократы-интеллигенты вынуждены были поинтересоваться: «Не много ли будет?». В результате пришли к консенсусу: из числа территорий, подконтрольных Центральной Раде изымались три новороссийские (Екатеринославская, Херсонская и Таврическая), Харьковская и частично Черниговская губернии. Присоединение этих земель к украинской автономии (!) было возможно исключительно при условии, что за это выскажется местное население.
Пока спорили киевские и петроградские политики, жители пяти спорных губерний решили жить своим умом. Уже в марте 1917 года в городе Бахмут состоялась Первая конференция Советов Донбасса. Через месяц в Харькове собрался I Областной съезд Советов Донецкого и Криворожского бассейнов, который учредил Областной комитет Донкривбасса и принял положение об организационной структуре Советов Донецкого и Криворожского бассейнов. В июле 1917 года в Харькове состоялась областная конференция РСДРП (б), которая создала собственный обком. Своим руководителем большевики выбрали любимца народных масс человека с легендарной судьбой Федора Сергеева (Артема).
После октябрьского переворота Центральная Рада провозгласила создание Украинской народной республики (УНР). Украиной объявлялись не только Киевская, Подольская, Волынская, Полтавская и вся Черниговская губернии, но и Екатеринославская, Харьковская, Херсонская и Таврическая (без Крыма).
В ответ 17 (30) ноября пленум Исполкома Советов Донкривбасса почти единогласно осудил III универсал Центральной Рады и высказался против посягательств Рады на территорию Донкривбасса.
В тот день прозвучали слова Артема о необходимости создания «независимой от киевских центров самоуправляющейся автономной Донецкой области и добиваться для нее всей власти Советов».
В это же время украинские большевики попытались взять власть в Киеве, но когда там собрался I съезд Советов Украины, оказалось, что большевики находятся в абсолютном меньшинстве, т. к. украинские большевики отправились в Харьков, где в это же время проходил III съезд Советов Донкривбасса. После прибытия киевских беглецов съезд переименовали в I съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов Украины и 25 декабря по новому стилю было объявлено о создании Советской Украины. Название нового государства сохранялось то же, что и у Центральной Рады, — Украинская народная республика. Возглавил это образование коммунист-украинец Николай Скрыпник.
Стоит отметить, что киевские и донецкие большевики относились друг к другу весьма прохладно.
Главной причиной непонимания был вечный вопрос, кто в доме хозяин. Киевляне утверждали, что Донкривбасс — часть Украины, а значит должен подчиняться им. Донецкие товарищи объясняли, что они подчиняться беглецам не собираются, так как Донкривбасс — вполне самостоятельное образование. Тем более, что ни экономически, ни культурно с Украиной он не связан, а население края преимущественно русское.
Дело дошло до того, что мирить большевиков из Москвы прибыл Серго Орджоникидзе. Временно ситуацию удалось успокоить, но как только революционные войска взяли Киев и туда переехали органы власти советской УНР, в Харькове тут же собрался IV съезд Советов Донкривбасса, и 9 февраля 1918 года была провозглашена Донецко-Криворожская республика. Съезд избрал обком ДКР, куда вошли 5 большевиков, 3 эсера и 1 меньшевик. Через пять дней было сформировано правительство ДКР.
Потом была героическая борьба армии Донецко-Криворожской республики с войсками Центральной рады, немцами, австрийцами, донскими казаками, белогвардейцами… В середине апреля 1918 г. Донецко-Криворожская республика была оккупирована германскими войсками, а ее армия отошла к Царицыну на соединение с Красной армией. После поражения Германии в Первой мировой войне ее войска покинули территорию Донбасса. Однако, не успела там установиться Советская власть, как регион снова был занят, но уже Вооруженными силами Юга России с установлением там российской администрацией. Здесь, кстати, впервые в Гражданской войне, белогвардейцы применили танки.
Окончательно Красная Армия заняла Донбасс в начале 1920 года. Все это время шла подковерная борьба большевиков — сторонников создания ДКР с большевиками-украинцами. Ведь последним, чтобы удержаться у власти, требовалось уравновесить классово чуждую, «несознательную» сельскую массу Малороссии донецким пролетариатом. В конце концов, в спор Украины и Донбасса вмешалась Москва, и волевым решением было приказано считать Донкривбасс частью Украины.
17 февраля 1919 вышло постановление Совета обороны, которое гласило: «Просить тов. Сталина через Бюро ЦК провести уничтожение» Донкривбасса.
Источник: Бунтовский С. Была такая русская страна