Об этой истории сегодня могло быть ничего не известно, если бы не случайно найденный уже после Великой Отечественной дневник немецкого офицера. В нем строки: «Мы никогда не победим русских, потому что дети у них сражаются, как герои». Эти слова посвящены деревенскому мальчишке Тихону Барану, который не выдал дорогу к партизанскому отряду и отомстил за 957 односельчан, расстрелянных у него на глазах в январе 1944 года…
В 1943 году в деревню Байки Гродненской области пришли немцы. Кто-то дал наводку, сообщив, что в этот населенный пункт ходят партизаны. Арестовали тогда с десяток сельчан, среди них был Тихон Баран с сестрами и мамой. Около месяца держали всех в тюрьме. Допытывались, где партизанский отряд, но так ничего и не узнали. Спустя некоторое время детей отпустили домой.
Зимой 1944 года захватчики задумали уничтожить Байки как опорную базу партизан. В двадцатых числах января сюда прибыли сотни карателей. На околице выкопали огромную яму, а сельчан согнали в сараи. Хладнокровно расстреливали по очереди — группами по четыре-пять человек. От сараев к ямам вплотную выстроились нацисты; сбежать было невозможно… И все же в час расправы несколько человек уцелело.
Вот что в сентябре 1948 года расскажет свидетель злодеяний Н. Шабуня, протокол допроса которого хранится в Национальном архиве Беларуси: «Немцы организовали сбор людей в сараях. После начали свою расправу. Выпускали маленькими группами и вели в ямы на расстрел. Когда в сарае, в котором находился я, уже стало мало людей, решил зарыться в землю под бочку. После того как все из нашего сарая были расстреляны, немцы пошли к другому сараю. Я выбежал. Деревня вся была охвачена пожаром…» Убегал мальчишка огородами в соседнюю деревню Молочки.
Тихона Барана вместе с другими сельчанами в сараи не повели — фашисты знали, что он держит связь с партизанами. На глазах у мальчика расстреляли 957 жителей деревни, в том числе и двух его сестер... Затем эсэсовцы приказали двенадцатилетнему пацану: «Веди нас к партизанам!»
Пружанские леса дремучие, непроходимые болота не замерзали даже зимой. Тихон вел немцев в самую гущу по известной только одному ему тропке. Шли долго… И только когда враги стали один за другим по пояс уходить в трясину, каратели подняли тревогу. «Куда ты нас завел? — лютовали фашисты. — Веди обратно!» В ответ — молчание. Поняв, что дорогу обратно парнишка-герой не покажет, его застрелили. Еще долго метались по лесу каратели — с того «боя» не вернулось более двухсот захватчиков… Тихон отомстил за всех: за сестер, за братьев, за родные Байки...
Источник: оригинальная статья