В одной из характеристик на Шера написано: «Несмотря на долгое пребывание на фронте, боевым оператором не стал». По иронии судьбы, именно ему — единственному — будет суждено сбить во время киносъемки немецкий истребитель!
Борис Ильич Шер (1914–1994) — один из лучших кинооператоров СССР. На фронте с первых дней Великой Отечественной войны. Был оператором киногруппы Северо-Западного фронта, затем — Западного фронта.
В сентябре 1941 года Борис Шер с кинокамерой воевал в 260-м бомбардировочном полку, которым командовал герой войны в Испании Алексей Федорович Забелин. Здесь Шеру пришлось снимать боевую работу пикирующих бомбардировщиков Пе-2. В Москве его работой остались недовольны.
Из характеристики директора Центральной студии кинохроники В.Н. Головни:
«За 6 месяцев не снял ни одного боевого эпизода. Его съемки имеют тематическую направленность: из 6 сюжетов 3 — награждения, 2 — митинги (один из них в Москве). Работает в неполную силу, продуктивность его явно мала. То, что он снимает, снимает хорошо. Оператор проявляет вкус, умение отобрать людей для портретной съемки. Дает фотографию высокого качества. Один из лучших его сюжетов был снят зимой. Это "Награждение партизан", в котором показаны яркие, колоритные люди».
В начале 1942 года Борис Шер провел несколько месяцев в тылу врага, снимая боевой путь 2-й партизанской бригады Ленинградской области. Во многих операциях он участвовал лично.
За годы войны Борис Шер совершит 25 боевых вылетов на самолетах Пе-2 и Ил-2, но самым памятным для него станет полет 10 июня 1943 года в составе 571-го штурмового авиаполка на штурмовку Брянского аэродрома. Он упросил пилота взять его в боевой вылет вместо стрелка-радиста. Шеру наспех объяснили, как обращаться со спаренными пулеметами, он дал слово, что понял все.
Из газеты «Красная звезда» от 17 июня 1943 года:
«Приблизившись к цели, наши самолеты успешно бомбили объекты противника, а товарищ Шер добросовестно выполнял свои основные функции — он снимал наиболее интересные моменты. На обратном пути советские штурмовики были атакованы большой группой "Фокке-Вульф-190". Тов. Шер заметил, что один из наших самолетов, находившийся от него метрах в 120–150, подвергается нападению двух немецких истребителей. Прицелившись, отважный кинооператор дал длинную очередь. Еще раз и еще раз нажал гашетку. И вдруг из мотора вражеской машины вырвался огненной язык. Самолет резко накренился и быстро пошел вниз, весь объятый пламенем».
Борис Шер не только сбил, но даже успел заснять, как немецкий летчик врезается в землю!
Военный корреспондент Евгений Кригер писал:
«С дистанции 150 метров Шер дал очередь. Видимо, привычка кинооператора быстро наводить объектив на фокус пригодилась и в обращении с пулеметом».
В 1943 году Борис Шер снимал сдачу в плен фельдмаршала Паулюса. Работал в киногруппе Авиации дальнего действия. С 1944 года — оператор Центральной студии документальных фильмов.
Кадры Бориса Шера вошли в такие знаменитые документальные фильмы, как «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Народные мстители», «Сталинград», «Минск наш», «Освобождение Белоруссии», «На Восточную Пруссию», «Разгром Японии».
После войны Борис Шер продолжил работать на Центральной студии документальных фильмов, снимал для киножурналов «Новости дня» и «Советский спорт».
В 1988 году Борис Ильич Шер был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР»
Источник: оригинальная статья