«Советская оккупация» 1940–1941 годов оставила республикам Прибалтики новые заводы и предприятия, школы, институты, больницы, театры… Фашистская оккупация за три года разрушила все, что только было можно, превратив в руины целые города и села.
Восстановление городов и промышленности Литвы началось еще в 1944 году, а уже в 1945 вступило в строй более 80% действовавших до войны фабрик и заводов. Крестьянам были возвращены земли, выделенные им советской властью в 1940 году и отнятые впоследствии немецкими колонистами и бывшими землевладельцами и помещиками.
В 1948 году промышленность Литвы достигла довоенного уровня, а в 1950-м превысила его на 90%.
Восстанавливать народное хозяйство Литвы помогала вся страна — советское правительство выделило для этой цели дотацию в 200 млн рублей. Другие республики СССР поставляли в Литву стройматериалы, машины, станки, оборудование, транспорт, энергопоезда. С целью восстановления разрушенного хозяйства республики было создано специальное Бюро ЦК ВКП(б) по Литовской ССР под председательством М.А. Суслова, действовавшее в Вильнюсе с ноября 1944 по июль 1946 года.
Правительство СССР продолжало заботиться о развитии промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы и инфраструктуры Литвы вплоть до конца 1980-х гг. Так, в середине 1980-х годов здесь была построена 300-километровая автомагистраль, прошедшая почти через всю страну от Вильнюса до Клайпеды. До сих пор шикарный автобан Вильнюс — Клайпеда остается гордостью Литвы, даже по современным европейским меркам. Когда-то здесь были даже аварийные телефоны-автоматы через каждые пять километров, хотя сейчас, в эпоху мобильной связи, их убрали за ненадобностью.
«…Это лишь один из многих действующих памятников так называемой "советской оккупации", — пишет клайпедский публицист В.Нырко. — Вот такой незаживающий "шрам" остался на теле Литвы... Эта первая в Советском Союзе высококлассная автомагистраль появилась еще в середине 80-х годов…
Между двумя российскими столицами — Москвой и Петербургом — подобной дороги нет и поныне! Шикарный автобан проложили почему-то не от столицы сверхдержавы, а на далекой балтийской окраине СССР. Литовские политики, которые часто летают здесь на дорогих лимузинах, об этом даже не задумываются.
Вместо этого многие из них выступают с сердитыми заявлениями о "русской оккупации", которая началась якобы именно 9 мая 1945 года. Поэтому отмечать этот праздник им никак нельзя».
Источник: Крысин М. Прибалтийский фашизм. История и современность. – М.: Вече, 2007. – 576 с
Статьи по теме: