Известный российский историк Борис Николаевич Миронов пишет:
«Высокий уровень брачности при психологической установке на многодетность предполагал высокую рождаемость в России. Так оно и было. Общий коэффициент рождаемости в XVIII – первой половине XIX в. в Европейской России среди православного населения находился на уровне 50 рождений на тысячу человек населения, причем в городах коэффициент был примерно на 5–10 пунктов выше, чем в деревне.
Начиная с 1860-х гг. рождаемость стала снижаться повсеместно, но в городах быстрее, чем в деревне, и в 1909–1913 гг. составила для православного населения в городах 34, в деревне — 44 на тысячу. Сколько же раз русская женщина рожала за свою жизнь при данном уровне рождаемости?
Замужние крестьянки в последней трети XIX – начале XX в., прожившие в браке весь репродуктивный период своей жизни и обладавшие хорошим здоровьем, рожали в среднем 8–10 раз, следовательно, на каждую крестьянку, т. е. с учетом безбрачных, вдов и солдаток, приходилось в среднем по 6–8 рождений.
С большим основанием можно предполагать, что эти данные характеризуют среднюю плодовитость всех русских женщин до середины XIX в., поскольку, согласно сведениям приходских священников, сколько-нибудь существенных различий в коэффициенте рождаемости и в отношении числа рождений на один заключенный брак как между городом и деревней, так и между разными сословиями, за исключением чиновников, не наблюдалось.
Что касается чиновников, то они, согласно свидетельствам современников, весьма неохотно связывали себя семейными узами, многие из них оставались холостяками, и если вступали в брак, то в зрелые годы, и вследствие этого у них было меньше детей, чем в семьях других сословий. Причина такого необычного для России брачного поведения состояла в том, что многие чиновники жили исключительно на жалованье. Пока они находились в малых чинах и получали скромное жалованье, женитьба означала для них падение благосостояния ниже того уровня, который было прилично иметь чиновнику. Они могли позволить себе жениться, когда достигали значительного чина, на что требовалось много лет службы.
Источник: Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. В 2-х тт. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1999