Эхо прошедшей войны доносят до нас письма ефрейтора Ширнахера к жене Ильзе (Фельтен под Берлином, ул. Кох-штрассе, 44). Письма не были отправлены, так как почта в это время уже не действовала. Ефрейтор Ширнахер сдался в плен. Письма были напечатаны в листовках-обращениях немецких антифашистов к солдатам в Восточно-Прусском котле.
«Моя дорогая!
Вы, несомненно, уже заждались вестей от меня. Но положение столь запутанно, что почта отсюда не отправляется.... Я снова на передовой.
Дорогая! Скажу я тебе, я первый раз попал в компанию столь отчаявшихся людей... О товарищеских отношениях нет и речи. Ты спокойно можешь издохнуть — о тебе никто не побеспокоится, не позаботится...
Мы не получаем почту. Это для солдата самое страшное...
У нас скоро не останется никакой надежды. Мне кажется даже, что нас хотят просто истребить. Когда Иван нападает, фольксштурмисты, как зайцы, спасаются бегством. Если в ближайшее время не появится новое оружие, мы погибли.
Высокие господа должны как можно скорее положить этому конец. Ведь если положение станет совсем уж безвыходным, они просто удерут. А народ останется в дураках.
Уже 13,5 месяца я не был в отпуске. Это ужасно — так долго не видеть своих близких. Когда же закончится эта безумная война?
С наилучшими пожеланиями…».
«Восточная Пруссия, 11.03.45.
Моя дорогая!
…У нас здесь всё тот же кошмар. Теперь это продлится уже недолго, снабжение становится всё скуднее. В том грязном болоте, где я нахожусь, оно совсем безобразное!
Никто из нас уже не надеется на улучшение. Когда же закончится эта война? Ты бы не узнала меня, если бы сейчас увидела. Я не брился 14 дней...
Папа ещё дома или они уже и его призвали на службу?
Ваш...»
Источник: Очерки истории Восточной Пруссии. — Калининград: Янтарный сказ, 2002.