С началом Великой Отечественной войны старший краснофлотец В.Н. Леонов обращается с рапортом о зачислении его в 181-й отдельный разведывательный отряд Северного флота, куда и был зачислен сначала рядовым, затем командиром отделения. В составе отряда с 18 июля 1941 года провёл около 50-и боевых операций в тылу противника. С декабря 1942 года, после присвоения офицерского звания, младший лейтенант Леонов В.Н. — заместитель командира отряда по политической части, а через год, в декабре 1943 года — командир 181-го особого разведывательного отряда Северного флота. В апреле 1944 года ему присвоено воинское звание «лейтенант».
В октябре 1944 года, в период проведения Петсамо-Киркенесской наступательной операции советских войск, разведчики под командованием В.Н. Леонова высадились на занятый противником берег и двое суток пробирались к назначенному пункту в условиях бездорожья. Утром 12 октября они внезапно атаковали вражескую 88-миллиметровую зенитную батарею на мысе Крестовом, овладели ею, захватили в плен 20 солдат противника. Когда появился катер с немецким десантом, совместно с отрядом капитана Барченко-Емельянова И.П. отразили эту атаку противника.
В дальнейшем бою североморцы блокировали и вынудили капитулировать гарнизон 155-миллиметровой береговой батареи, захватив в плен ещё около 60 солдат противника. Тем самым отряд Леонова своими действиями создал благоприятные условия для высадки советского десанта в незамерзающем порту Лиинахамари и последующего освобождения Петсамо (Печенги) и Киркенеса.
О рукопашных схватках в сопках Мурманской области вспоминает дважды Герой Советского Союза, легенда морской разведки Виктор Николаевич Леонов:
«Кто-кто, а разведчики умели ценить бойца не по внешнему виду. Мы знали, что Иван Лысенко, Алексей Радышевцев и другие сильные и рослые воины-спортсмены выходили победителями в единоборстве с врагом, что атлет Владимир Лянде без оружия отважился на рукопашную схватку с вооруженным егерем. Но мы знали и многое другое.
Бывший кок-подводник Семен Агафонов, коренастый, низкорослый, с виду увалень, дрался бесстрашно, с неистощимой энергией и упоением и в то же время с таким мастерским расчетом, что все считали его самым лучшим разведчиком отряда.
А Павел Барышев? А маленький, кудрявый Зиновий Рыжечкин, «наш Рыжик», который ростом был на целую голову ниже иного егеря-альпийца, а ловким ударом сшибал с ног такого егеря и обезоруживал его? А комсорг отряда малоросток Саша Манин, от которого, когда мы бывали в базе, корреспонденты никак не могли вытянуть нескольких слов о тех боевых эпизодах, героем которых он был? Саша буквально преображался в бою, сражался умело и весело, личным примером и шуткой подбадривая товарищей».
Источник: Леонов В.Н. Лицом к лицу. — М.: Воениздат, 1957.