В конце 1944 г. советские войска вступили на территорию Германии. Мирному немецкому населению война не сулила ничего хорошего. Еще совсем недавно многие их них рукоплескали фюреру, радуясь успехам немцев на Восточном фронте. Теперь война пришла к ним домой.
Российский историк Александр Решидеович Дюков: «Население Рейха не имело исчерпывающих сведений о том, что в течение долгих трех лет творили войска вермахта и СС на советской земле. Однако и то немногое, что было известно, не позволяло надеяться на пощаду. Этот момент четко осознавался очень многими».
В сложившихся условиях советское командование всячески старалось пресекать насилие со стороны советских солдат по отношению к мирному немецкому населению.
Представляем на ваш суд воспоминания советских солдат, оказавшихся на немецкой территории.
Из воспоминаний младшего лейтенанта Петра Антоновича Кириченко: «Я помню, в Пруссии, в одном городке, со мной произошел такой случай. Я подъезжаю на своей летучке к какому-то дому, чтобы заправиться водой. У входа в подвал стоит часовой. Из подвала доносятся какие-то голоса. Я у часового спрашиваю: "Кто там такие?" — "Да фрицы. Не успели сбежать. Семьи там. Бабы, мужики, дети. Мы их всех сюда заперли". — "Для чего они тут содержатся?" — "А кто знает, кто они такие, разбредутся, потом ищи. Хочешь, пойди посмотри".
Я спускаюсь в подвал. Сначала темно, ничего не вижу. Когда глаза немного привыкли, увидел, что в огромном помещении сидят эти немцы, гул идет, детишки плачут. Увидев меня, все затихли и с ужасом смотрят — пришел "большевистский зверь", сейчас он будет "насиловать, стрелять, убивать".
Я чувствую, что обстановка напряженная, обращаясь к ним по-немецки, сказал пару фраз. Как они обрадовались! Потянулись ко мне, часы какие-то протягивают, подарки. Думаю: несчастные люди, до чего вы себя довели. Гордая немецкая нация, которая говорила о своем превосходстве, а тут вдруг такое раболепство. Появилось смешанное чувство жалости и неприязни».
Пулеметчик 97-й стрелковой дивизии Николай Кузьмич Степанов:
«Нам объявили строгий приказ, не трогать гражданское местное население, и также предупредили, что категорически запрещается брать у местных любые продукты и даже воду: все может быть специально заранее отравлено…
Не все гражданские немцы были "безобидными несчастными овечками" и "жертвами гитлеровского режима".
Вот вам пример. Заходят трое наших бойцов в немецкий дом на хуторе, просят попить у старика.
Он показывает головой, мол, вон, вода в чайнике, пейте. Бойцы ему говорят — сам сначала первым отпей. Немец выпил. Наши после него напились из чайника. Вернулись в строй, и вдруг падают замертво. Отравил их немец, себя не пожалел, а двоих наших отправил на тот свет. Третий боец выжил, он всего пару глотков успел сделать».
Источник: «В логове зверя»: Восточно-Прусская наступательная операция