×
Контекст

Два советских автоматчика вели 200 немцев, в конце пути их было уже 500: неизвестные факты о штурме Кенигсберга

Из воспоминаний командующего 43-й армией Афанасия Павлантьевича Белобородова:

«8 апреля 1945 г., на третий день штурма Кенигсберга, произошел один курьезный случай. Пленных надо было немедленно вывести из зоны огня, а в штурмовых отрядах каждый человек был на счету. Комбат — старший лейтенант Пашков — смог выделить для этой цели только двух автоматчиков. Построили они пленных, повели. Из дома, что неподалеку, ударил по колонне фашистский пулемет — пленные кинулись в развалины, залегли. Пришлось автоматчикам снова их собирать. Обстрелы повторялись несколько раз. Наши бойцы опасались, что пленные разбегутся. Но чем ближе подходила колонна к тылу полка, тем длиннее становилась. 

В начале пути было человек 200, теперь их оказалось более 500. По дороге к колонне то и дело присоединялись группы солдат, которые прятались в подвалах и дворах Крауз-аллее. В тот день сдача немцев в плен стала массовой по всей полосе нашей армии».

Через сутки, 9 апреля 1945 г., город-крепость Кенисберг сдался.

Из воспоминаний командующего 3-м Белорусским фронтом Ивана Христофоровича Баграмяна:

«Закончив обсуждение итогов штурма, А.М. Василевский приказал ввести пленных генералов. Те вошли и молча стояли перед нами, понурив головы. Особенно подавленным и несчастным выглядел сам комендант крепости. И мы, естественно, догадались о том, что его угнетает не только плен. Нам из радиоперехватов было уже известно, что бесноватый фюрер объявил генерала О. Ляша за сдачу крепости изменником, а его семью приказал арестовать. Угроза, нависшая над ближними, конечно, угнетала генерала Ляша. 

Лишь один из пленных — генерал инженерных войск, ненависть которого к нам выражалась буквально в каждой складке обрюзгшего и грубого лица пивовара, тужился держаться высокомерно, будто не он был у нас в плену, а мы у него».

Сводка вермахта от 12 апреля 1945 г.:

«Генерал Ляш за трусливую сдачу врагу приговорен военным трибуналом к смертной казни через повешение. Ответственность возлагается и на его семью».


Источник: Баграмян И.X. Так шли мы к победе. — М.: Воениздат, 1977; Белобородов А.П. Всегда в бою. — М.: Экономика, 1984.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
«Ты эти деньги украл», — моя мать не верила, что простой рабочий может заработать: как началась «советская оккупация» Литвы
4 апреля 2019
Из интервью Г. Койфмана с полковником госбезопасности в отставке Н.Н. Душанским, который в 1930-е гг. провел 5 лет в литовской тюрьме только за то, что разделял коммунистически идеи, и был выпущен в 1940 г.
«Боялись, завязнем»: как советские войска брали неприступные немецкие форты при штурме Кенигсберга
9 апреля 2019
На одной из городских стен красовалась надпись: «Слабая русская крепость Севастополь держалась 250 дней, а Кенигсберг не будет сдан никогда». В итоге на штурм города-крепости Кенигсберг ушел 81 час. И это — несмотря на то, что Кенигсберг, по мнению немецкого руководства, считался неприступной крепостью.
«Семь дней потребовалось советским войскам, чтобы освободить почти весь Крым»: 75 лет назад началась Крымская операция
8 апреля 2019
8 апреля 1944 г. началась Крымская наступательная операция, в ходе которой советские войска буквально за месяц с небольшими очистили Крым от немецких войск. При этом немцы рассматривали Крым как важный стратегический плацдарм, за который надо держаться до последнего.
«Артиллеристам не открывать огня по городу, летчикам не сбрасывать бомбы. Сохранить красоту»: 75 лет назад советские войска освободили Одессу
10 апреля 2019
Войска фронта изготовились к штурму Одессы. Позади были и трудные бои, и преодоление водных преград, позади был подвиг солдат и офицеров нескольких армий. Бойцов вдохновляло, что они должны принять участие в освобождении последнего крупного города Украины. И они шли на новый подвиг.
Новости партнёров