Латышские стрелковые части были сформированы во время Первой мировой войны. После революции они встали на сторону большевиков и вошли в РККА. Железная дисциплина и лояльность Советам стали причиной доверия к иностранцам на службе у Красной армии.
Возникновение латышских стрелков
В 1914 году, накануне Первой мировой, в Прибалтике началась всеобщая мобилизация. Латышей отправляли на охрану Усть-Двинской крепости близ Риги, на Галицкий фронт и в Восточную Пруссию. Однако уже в апреле 1915 войска немцев наступали на Курляндию, что ставило под угрозу оборону Лифляндии и Риги.
1 августа 1915 года генерал Алексеев, командовавший Северо-западным фронтом, приказал организовать латышские стрелковые батальоны из стрелков Усть-Двинской крепости и добровольцев. Вскоре было сформировано три батальона, которые должны были защищать Ригу. Стрелков отправили на фронт и они отбросили немецкие войска назад.
В то время как латышские стрелки воевали с немцами на передовой, при помощи мобилизации тыла было создано еще шесть стрелковых батальонов: таким образом, отвага и быстрая реакция латышей сделала невозможным блицкриг в отношении Риги. Если бы рижская оборона пала, немцы устремились бы на Петроград.
Латышские стрелки в революционном движении
После февральских событий 1917 года большевистская агитация пользовалась успехом среди военных Латвии. Был создан Объединенный Совет депутатов латышских стрелковых полков, Исколастрел, и позиция большевиков окончательно укрепилась среди латышских стрелков. Они вошли в состав большевистской армии, выступили против латышских меньшевиков, а в октябре 1917 года по указанию ЦК помогли Октябрьскому восстанию, заблокировав железную дорогу, которую для переброски войск использовало Временное правительство.
По требованию Петрограда латышские стрелки оставили Германский фронт и отправились в столицу для защиты большевиков. Им доверили охранять Совнарком и обеспечивать безопасность перемещения высших руководителей, в том числе Свердлова и даже самого Ленина.
В апреле 1918 красных латышских стрелков, после Брест-Литовского мира перешедших в Россию, переформировали и доукомплектовали офицерским составом, лояльным большевикам, и артиллерией.
Латышская стрелковая советская дивизия стала первым регулярным соединением РККА, а стрелки начали служить в Кремле, занимаясь охраной и карательными операциями, участвовали в облавах на спекулянтов.
Также латышские стрелковые части располагались в Саратове, Пензе, Архангельске, Витебске и других городах, куда были эвакуированы латышские рабочие.
Защита V Всероссийского съезда советов
Левые эсеры 6 июля 1918 года запланировали восстание против большевиков. Несмотря на то, что они предлагали использовать своих военных для охраны V Всероссийского съезда советов, Ленин и Свердлов выбрали для этой миссии латышских стрелков.
Зная о предстоящем восстании, руководство собрало как можно больше стрелков в Москве: их освободили от всех прочих заданий, в том числе от подавления белогвардейского мятежа в Ярославле. Когда эсеры 6 июля захватили здание ВЧК и подняли восстание, латышские стрелки стали штурмовать захваченные здания и задушили мятеж в корне, не считаясь с большими потерями. Подобные мятежи в других городах — Петрограде, Калуге, Вологде — подавлялись также силами латышских стрелков.
Срыв похода Деникина на Москву
В 1919 году латышские стрелки, лучшие полки Красной армии, борются с наступающей армией генерала Деникина. Они срывают планы Вооружённых сил Юга России во главе с Деникиным по походу на Москву и захватывают Харьков. Противники латышей описывают стрелков как благородных и милосердных бойцов: «При повторном наступлении я увидел их лежащими так, как мы их оставили. Латыши над ними не издевались и их не добили».
Вот что говорил о них командующий Южным фронтом А. Егоров: «Латышские стрелки своим героическим натиском… положили начало разгрому сил всей южной контрреволюции».
«Их боялись все»
Военный корреспондент при латышских войсках Янис Пориетис писал: «После падения Риги, большевистской октябрьской революции и вторжения немцев в Лифляндию всю широкую Россию наводнили латышские стрелки.
Восемь испытанных в боях полков держали в своей власти страну. Достаточно было одной роты, взвода и даже меньшего подразделения, чтобы власть была в руках стрелков. Их боялись все.
Им подчинялись города, села, местечки. Они никому не уступали дороги. Шапка на затылок, с раскрытым воротом на груди, с винтовкой, повешенной на плече прикладом вверх, так они колесили по России от края до края, сметая тех, кто становился на их пути. Латышские стрелки были везде: в городах, селах, станицах, на фронтах — северном, южном, восточном и западном. Стрелковые батальоны и роты призывались туда, где угрожали опасность и мятежи».
Источник: оригинальная статья