Известный израильский историк, научный сотрудник «Яд ва-Шем» доктор Арон Шнеер пишет:
Губернаторство Транснистрия было образовано в августе 1941 года в соответствии с румыно-немецким договором на территории оккупированной южной Украины — Одесской, Винницкой и Николаевской областей, а также левобережной части Молдавии. Транснистрия просуществовала два года и семь месяцев — до освобождения советскими частями 10 апреля 1944 года Одессы.
За время хозяйничанья румынских властей здесь были убийства, грабежи, пытки, издевательства, голод. Если немцы уничтожали евреев организованно, систематически и тотально, то геноцид, осуществлявшийся румынами, носил несколько иной характер.
У тогдашнего диктатора Румынии Антонеску не было заготовленного плана уничтожения и депортации евреев, но все зависело от воли местных «фюреров» — каждый губернатор, префект полиции, военные и даже наделенный минимальной властью гражданский чиновник могли поступать по отношению к евреям по своему усмотрению. Тем более по своему усмотрению действовали военнослужащие, вступившие в июле 1941 года на территорию Молдовы и Бессарабии — ведь они получили на эти действия прямой картбланш от самого Антонеску. Уже 3 июля, спустя двенадцать дней после начала войны против Советского Союза, он заявил:
«Я за насильственную эмиграцию еврейских элементов Бессарабии и Буковины. Мне безразлично, будем ли мы выглядеть в истории как варвары — более удачного момента никогда не существовало в нашей истории. У вас есть мои приказы, я прошу вас быть беспощадными. Я говорю вам: тут нет закона, поэтому действуйте без лишних формальностей, при полной свободе действий, отбросив осторожность. Если нужно — стреляйте из автоматов».
Одно из самых зверских и безжалостных убийств было совершено в селе Инешты Теленештского района. Женщин, стариков и детей 6-9-летнего возраста убивали палками, а трупы сбрасывали в ямы, сняв с них предварительно одежду и обувь. И таких примеров можно привести десятки.
3 июля румынские части вошли в городок вблизи границы. В тот же день 450 местных евреев из пятисот были убиты. Так же вела себя румынская армия на протяжении всего пути по захваченной территории. 4 июля они заняли Старожинец — в нем было убито 200 евреев.
Кроме расстрелов и издевательств, для румынских солдат, в отличие от немецких, было характерно массовое изнасилование женщин и девочек-подростков. В городах Жадово и ряде других женщин изнасиловали, а мужчинам отрезали бороды, многие были убиты. Из 400 евреев Костешты и Криницы в живых остались 40 человек. 5 июля румыны заняли столицу Буковины Черновцы, где еврейское население составляло 50 тысяч человек. Солдаты сразу окружили еврейскую часть города, грабя дома и убивая сотни евреев. На следующее утро убийства продолжались, и в течение дня были убиты 2 000 евреев. И это тоже соответствовало приказам румынского военного командования.
Все эти страшные акции проходили на северном участке румынского фронта, но подобные зверства были и на центральном участке. Интересно, что в начале войны местные евреи боялись больше румын, чем немцев. Так, евреи города Бельцы, опасаясь румынской армии — слухи об ее зверствах уже дошли, бежали из города. 9 июля в Бельцы вошли немцы, и евреи стали возвращаться в свои дома. По приказу немецкой военной полиции их заключили в гетто. Когда немцы покидали город, они передали его румынам, и те переправили евреев в лес, в лагерь, окруженный колючей проволокой. Там многие узники умерли от голода.
В самой Одессе 17 октября — уже на следующий день после того, как ее заняли румыны, были расстреляны около 3–4 тысяч мужчин, главным образом евреев. 22 октября была взорвана румынская комендатура, и на следующее утро были расстреляны и повешены заложники — около 5 тысяч мирных граждан. Тогда же в артиллерийских складах за городом были расстреляны пленные красноармейцы, коммунисты, комсомольцы, в том числе около 19 тысяч евреев, а их тела сожжены. Еще 5 000 евреев были согнаны в тюрьму и 24 октября уведены на заставу Дальник, где помещены в бараки и сожжены. Итого менее чем за месяц было убито около 35 000 евреев.
В Транснистрии было создано более 250 лагерей и гетто. После первого крупного поражения немцев под Москвой в декабре 41-го года Антонеску, как бы предчувствуя будущее нацистской Германии, замедлил темпы расстрельных акций. А после разгрома немецкой армии Паулюса под Сталинградом в феврале 43-го румыны вовсе прекратили расстрелы евреев, но — обрекли их на смерть от голода и болезней.
Источник: оригинальная статья