Виктор Талалихин — военный лётчик, одержавший 6 побед в воздушных боях, одним из первых в СССР применивший ночной таран, Герой Советского Союза.
Виктор Талалихин родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии в семье рабочего. В 1938 году, в 20-летнем возрасте окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, получив звание младшего лейтенанта.
Участвовал в советско-финской войне. На биплане И-153 «Чайка» Виктор совершил 47 боевых вылетов, сбил 4 финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды. Перед Великой Отечественной войной жил в городе Клин Московской области. В Великую Отечественную войну был заместителем командира авиаэскадрильи 177-го истребительного авиаполка.
Во время Великой Отечественной войны советский лётчик Виктор Талалихин произвел более 60 боевых вылетов.
Именно ему 7 августа 1941 года удалось совершить один из первых ночных таранов вражеского самолёта. Во время ночного воздушного боя около Москвы на своем И-16 он протаранил немецкий бомбардировщик Не-111.
Его самолёт упал в лес вблизи деревень Мансурово и Степыгино Домодедовского района, а сам раненый лётчик на парашюте спустился в речку Северку. Тот самолет Виктора Талалихина был найден поисковиками в июне 2014 года.
За этот подвиг Виктор Талалихин в 1941 году был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Вскоре Талалихин был назначен командиром эскадрильи, ему было присвоено звание лейтенанта.
Вот что рассказывал сам Виктор Талалихин об обстоятельствах боя и мотивах, побудивших пойти на беспримерный подвиг, обессмертивший его имя:
«В ночь на 7 августа, когда фашистские бомбардировщики пытались прорваться к Москве, я по приказу командования поднялся в воздух на своем истребителе. Зайдя со стороны луны, я стал выискивать самолеты противника и на высоте 4800 метров увидел "хейкель-111". Он летел надо мною и направлялся к Москве. Я зашел ему в хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор бомбардировщика. Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно...
Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 метров. И тут у меня кончились боеприпасы... Оставалось одно - таранить. «Если я погибну, так один, - подумал я, - а фашистов в бомбардировщике четверо». Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолета.
В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой «ястребок» перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом».
Около 800 метров Талалихин летел затяжным прыжком. И только когда услышал гул от падения своего И-16, раскрыл парашют. Взглянув вниз, увидел, как факелом дочерчивал в небе дугу протараненный «хейнкель», как он, наконец, рухнул на землю».
Талалихин погиб в 23 года в воздушном бою около Подольска ночью 27 октября 1941 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Приказом Народного Комиссара Обороны СССР от 30 августа 1948 года Талалихин навечно зачислен в списки 1-й эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка, в составе которой он сражался с врагом под Москвой.
Источник: о ригинальная статья