В ходе начавшейся 14 сентября 1944 г. Прибалтийской наступательной операции советские войска завершили к началу третьей декады месяца освобождение материковой части Эстонской ССР, а также вышли к оборонительному рубежу противника, проходившему в 25–60 км северо-восточнее и восточнее Риги. Здесь была развернута наиболее сильная вражеская группировка, способная оказывать упорное сопротивление продолжительное время. Учитывая это, Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о переносе главного удара с рижского направления на мемельское, что позволяло изолировать немецкую группу армий «Север» от Восточной Пруссии.
Утро 5 октября было дождливым. Местами сплошной туман. Видимость мизерная. Поэтому командующий 1-м Прибалтийским фронтом генерал И.Х. Баграмян решил начать наступление, как только улучшится видимость. К 11 часам подул легкий ветерок и разогнал туман. В 11 часов 10 минут началась 30-минутная артиллерийская подготовка. После ее завершения в наступление перешли передовые батальоны дивизий первого эшелона 6-й гвардейской, 43-й и 2-й гвардейской армий. Они в течение часа – полутора часов прорвали первую и вторую позиции противника, углубившись в его оборону на 2–4 км. Используя их успех, во второй половине дня начали наступление главные силы этих армий, которые к исходу дня вышли ко второй полосе обороны врага, продвинувшись на глубину до 17 км.
В середине дня 6 октября армии, наступавшие на Мемель и севернее, вели упорные бои за второй оборонительный рубеж по рекам Вирвите и Упина, встречая организованное сопротивление пехоты и подоспевших частей 5-й, 7-й танковых дивизий и моторизованной дивизии СС «Великая Германия». Передовым отрядам 5-й гвардейской танковой армии, понесшим большие потери, не удалось с ходу преодолеть второй оборонительный рубеж. Серьезное препятствие представляли не только заболоченные реки, но и противотанковые заграждения, защищаемые плотным огнем артиллерии и закопанных танков. Командующий армией генерал В.Т. Вольский обратился к генералу армии Баграмяну с просьбой разрешить осуществить маневр на юг в полосу 1-го стрелкового корпуса 43-й армии, где обозначился успех. Разрешение было дано. В середине ночи главные силы 5-й гвардейской танковой армии преодолели второй оборонительный рубеж противника южнее местечка Упина и силами передовых отрядов устремились на запад. В результате брешь в обороне противника расширилась до 80 км.
Ввод в сражение подвижных групп способствовал повышению темпов наступления. Выделенные от них передовые отряды, в которые входили танковые, стрелковые, артиллерийские и инженерные подразделения, обходили опорные пункты, уничтожали вражеские арьергарды, захватывали узлы дорог и обеспечивали беспрепятственное продвижение главных сил. Попытки немецкого командования остановить их на ряде промежуточных рубежей с использованием водных преград и населенных пунктов не увенчались успехом и не привели к перелому в обстановке.
Наступление советских войск оказалось настолько стремительным, что враг даже не успел организовать сопротивление на третьей полосе обороны. 9 октября она была прорвана с ходу на глубину первых двух позиций — от железнодорожной станции Грибженай (северо-восточнее Мемеля) до реки Неман. К исходу того же дня передовые соединения фронта, преодолев 30 км, вступили в пределы Мемельской области.
11 октября южнее Мемеля к морю вышла 43-я армия, а соединения 2-й гвардейской и 39-й армий — к границе с Восточной Пруссией. Главные силы группы армий «Север» оказались отрезанными от Восточной Пруссии.
К 20 октября 43-я армия частью сил блокировала гарнизон Мемеля (4 дивизии), а главными силами совместно со 2-й гвардейской армией к 22 октября очистила от противника побережье Балтийского моря и северный берег Немана.
В результате Мемельской операции советские войска продвинулись на запад на 150 км, освободив 3 500 населенных пунктов. Курляндская группировка противника оказалась изолированной и прижатой к морю, создались условия для разгрома противника в Восточной Пруссии.
В ходе операции было убито свыше 24 тыс. солдат и офицеров врага, уничтожено и захвачено 420 танков, около 1 тыс. орудий и минометов. Успех операции был обеспечен умелой перегруппировкой большого количества сил и подготовкой наступления в минимально короткие сроки, решительным массированием сил и средств, особенно артиллерии и танков, на направлениях ударов, широким маневром в глубине обороны противника.
Источник: Министерство обороны РФ; Дайнес В.О. Советские танковые армии в бою. — М.: Эксмо, Яуза, 2010