«Неприступные немецкие форты, говорите? Во время штурма Кенигсберга форты быстро изолировались. Они же должны были находиться во взаимосвязи между собой, прикрывая пути выдвижения из города и в город. Но ничего этого не было, потому что они были быстро блокированы, обойдены. Советские войска штурмовали 5-й форт, 3-й — постольку-поскольку, 9-й, 8-й.
С ними же вообще поступали так, как Александр Космодемьянский: он подогнал свою самоходку к входным воротам форта № 6, огнем выбил их, ворвался внутрь и немцы сдались.
Больше всего мне запомнился рассказ Владимира Константиновича Полупанова. Это Герой Советского Союза, сапер. Девятнадцатилетним парнем участвовал в штурме 5-го форта. Он делился со мной своими воспоминаниями. Представьте: форт, водяной ров метров сорок-пятьдесят шириной, контрфорс, отвесная стенка против форта. Чтобы ко рву спуститься, надо было преодолеть трехметровую стенку отвесную, выложенную из камня. Вот он говорит: «Ну, мы стенку-то подорвали, чтобы спуск был к воде, но немцы из укрытия, из амбразур форта стреляют. Я сделал плотик деревянный, на него поставил ящик с тротилом стандартный — двадцать килограмм взрывчатки, толовые шашки. И под огнем прикрытия поплыл.
А это седьмое апреля, между прочим, холодно. Я переплыл, заложил этот ящик, поджег шнур, спрятался за откос. Он рванул. Мало — стенку не пробили. Я поплыл назад. Второй такой плотик. Ну и со второго раза подорвал эту стенку.
И вместе со штурмовой группой мы в этот пролом, в потерну основную. Немцы отстреливаются, мы — тоже, и бой, в общем, продолжился». Вот это меня и поразило. Это же все в динамике, все гремит, грохочет, немцы отстреливаются, а он плавает — «бассейн» себе нашел! Полупанов где-то года полтора назад ушел из жизни.
Источник: оригинальная статья